Митрополит Иларион: Вместе со Христом мы входим сегодня в Иерусалим, чтобы стать свидетелями Его небесной славы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Вчера мы праздновали Лазареву субботу, а сегодня совершаем великий праздник Входа Господня в Иерусалим. В Евангелии от Иоанна эти события следуют друг за другом. Связывая их между собой, евангелист Иоанн говорит о том, что народ, который радостно встречал входящего в Иерусалим Иисуса как нового пророка, чудотворца и Мессию, был, прежде всего, привлечен молвой о совершенных Им чудесах, и особенно о чуде воскрешения Лазаря. Молва об этом чуде очень скоро от Вифании дошла до Иерусалима и побудила толпы людей выйти навстречу Христу.
Если внимательно читать евангельские повествования о Входе Господнем в Иерусалим (а об этом событии повествуют все четыре евангелиста), то мы можем заметить в них определенную разницу.
Евангелисты Матфей и Марк говорят, что Иисуса Христа приветствовал народ, но не уточняют, что это был за народ. Скорее всего, речь идет о многочисленных паломниках, которые пришли в Иерусалим из разных концов Галилеи, Иудеи, а кто-то и из рассеяния, чтобы встретить здесь Пасху. Они были наслышаны о чудесах Иисуса Христа и вышли Ему навстречу.
Святой евангелист Лука говорит о том, что Иисуса при входе в Иерусалим встречало множество Его учеников. Мы не знаем, что это были за ученики, но известно, что за Иисусом Христом всегда ходили толпы людей. И именно эти ученики, согласно свидетельству Луки, встречали Господа, когда Он входил в Иерусалим.
Евангелист Матфей особо отмечает участие детей в этом торжественном событии. Он свидетельствует, что дети вместе со взрослыми, встречая Иисуса Христа с пальмовыми ветвями, постилая их под ноги осленка, на котором Господь входил в Иерусалим, восклицали: «Осанна Сыну Давидову» (Мф. 21. 9).
Евангелисты напоминают нам, что это событие произошло во исполнение древнего пророчества, которое гласит: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9.9).
Многие, конечно, встречали Иисуса, прежде всего, с надеждой на то, что Он избавит израильский народ от порабощения иноземцев, что будет восстановлено древнее благочестие и что Иисус воцарится и изгонит ненавистных оккупантов римлян. Мало кто мог себе представить, что Христос входил в Иерусалим не для того, чтобы завоевать Иерусалимское царство, а для того, чтобы завоевать весь мир, но не силой оружия и не силой принуждения, а силой любви и убеждения — через Свою проповедь и через Свой спасительный подвиг.
Когда Христос входил в Иерусалим, ликующая толпа встречала Его у стен города, но внутри города Его ждала другая толпа, которая скоро, как мы услышим, будет кричать: «Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на наших детях». А может быть и часть той толпы, которая сегодня торжественно встречает Иисуса с пальмовыми ветвями, перекочует потом внутрь города и, распропагандированная фарисеями и книжниками, будет кричать: «Распни Его!» Мы не знаем точно, кто участвовал в том или ином событии. Но симпатии толпы изменчивы – сегодня кто-то герой, а завтра он становится изгоем. И сегодня Христа встречают с пальмовыми ветвями, а уже завтра станут требовать Его распять.
Господь Иисус Христос вошел в Иерусалим, зная, для чего Он туда идет. Спаситель неоднократно предсказывал Своим ученикам о том, что в Иерусалиме Его предадут язычникам, Он подвергнется поруганию, избиению и будет распят на кресте. Ученики по-разному реагировали на эти предсказания: одни молчали, другие пытались Ему возразить, как это сделал Петр, третьи вопрошали, зачем же Ему идти в Иудею, кода иудеи ищут Его убить.
Когда Господь восходил в Иерусалим, как повествует евангелист Марк, Он шел один, а ученики шли на расстоянии от Него, ибо ощущали смущение и страх, не понимая, зачем Он идет на верную смерть, когда вполне можно было ее избежать, остаться в Галилее и продолжить проповедь. Но Господь знал, что на этой земле дни Его сочтены, и что Он пришел не для того, чтобы долго здесь жить и проповедовать — всё, что хотел, Он сказал за три с небольшим года, когда проповедовал в городах Галилеи, иногда отходя в Иерусалим. А теперь Ему надлежало совершить самое главное дело, ради которого Он пришел, ради которого Он был послан Богом Отцом в этот грешный мир. Ему надлежало совершить искупление человечества от греха посредством Своей смерти.
Мы, когда будем следовать за Христом в дни Страстной седмицы, увидим, что по-человечески Спасителю было трудно исполнить волю Отца, ибо как и все земные люди, перед Своей смертью Он скорбел и тосковал. Сын Божий молился Своему Отцу: «Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26. 39), хотя знал, что эта чаша Его не минует, и Свою молитву неизбежно завершал словами: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22. 42). Обо всем этом мы услышим в дни Страстной седмицы, которая начнется для нас уже сегодня вечером с утрени Великого понедельника.
В первые три дня Страстной седмицы мы будем совершать Литургию Преждеосвященных Даров, вспоминая различные события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, в том числе вечерю в Вифании, о которой мы слышали в сегодняшнем чтении Евангелия от Иоанна. В Великий четверг мы будем вспоминать Тайную вечерю, когда Господь под видом хлеба и вина преподал Своим ученикам Свои Пречистые Тело и Кровь. И в этот день мы все вместе соберемся в храм для того, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. Затем в Великую пятницу мы будем вспоминать суд на Спасителем и распятие Господа нашего Иисуса Христа, Его смерть на кресте, а в Великую субботу вспомним Его погребение и сошествие во ад.
Праздник Входа Господня в Иерусалим – и радостный, и скорбный одновременно, ибо он открывает нам вход в Страстную седмицу. И вместе со Христом мы входим сегодня в Иерусалим, но не для того, чтобы стать свидетелями Его земной славы, а для того, чтобы стать свидетелями Его славы небесной, путь к которой лежал через страдания и смерть.
В дни Страстной седмицы будем стараться приходить в храм на богослужения, слушать евангельские чтения, в том числе двенадцать евангельских отрывков, посвященных страданиям и смерти Господа Иисуса Христа, которые будут читаться в четверг вечером на утрене Великой пятницы. И будем просить Господа, чтобы, проведя нас по Своему крестному пути на Голгофу, Он сподобил нас встретить и Его Святое воскресение, и возрадоваться так же, как возрадовались Его ученики, как возликовали жены-мироносицы и десятки и сотни людей, которые любили Иисуса и верили в Него. Все они в страхе и трепете пережили Его страдания и смерть на кресте, но после, увидев, что Он воскрес, и убедившись в том, что перед ними именно Христос, поняли и познали, что Он воистину Сын Божий, Спаситель мира, Воплотившийся Бог.
Всех вас поздравляю с праздником!
Храни вас всех Господь!
21 апреля 2019 года
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии