Митрополит Иларион: У нас всегда есть возможность проявить к человеку сочувствие
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с праздником и с воскресным днем.
Вчера начался Рождественский пост, и сегодня мы продолжаем наше духовное путешествие, которое приведет нас к вифлеемскому вертепу, где родится для нас Господь и Спаситель наш Иисус Христос.
К празднику Рождества Христова Церковь готовит нас в течение сорока дней, и все эти дни мы призваны размышлять о значении события Боговоплощения для всего человеческого рода и для каждого из нас.
Наверное, нет более полезной книги для того, чтобы подготовиться к этому событию, чем Евангелие от Матфея. Неслучайно память святого евангелиста Матфея совершается на второй день Рождественского поста, чтобы напомнить нам о евангелисте, который рассказал о рождении Господа Иисуса Христа от Святого Духа и Марии Девы. Евангелист Матфей сохранил для нас драгоценные подробности о начале земной жизни Господа Иисуса Христа, передал нам Нагорную проповедь, многие притчи и чудеса Сына Божия, и вместе с другими тремя евангелистами рассказал о страданиях, крестной смерти и воскресении Спасителя.
Если вы располагаете сегодня свободным временем, прочтите Евангелие от Матфея от начала до конца. У кого не хватит времени за один день прочесть Евангелие от Матфея, прочтите за несколько дней. И пусть святой евангелист сам напомнит нам о событиях, празднованию которых посвящен Рождественский пост.
Сегодня за богослужением при чтении Евангелия от Луки мы слышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине. Эту притчу Спаситель произнес, когда беседовал с законником, и тот спросил Его: «Какая самая главная заповедь в законе?» Но Господь Иисус Христос переадресовал этот вопрос к законнику, заставив его самого ответить, какая же заповедь в законе главная.
Очень часто, когда мы обращаемся к Богу с каким-то вопросом, Господь как бы спрашивает нас: «А ты сам что думаешь? А ты сам разве не знаешь?» Мы иногда задаем Богу наивные вопросы, но Господь словно не отвечает нам, ибо хочет, чтобы мы сами нашли ответ.
Где же нам искать ответ? Во-первых, в Священном Писании, в святом Евангелии, которое дает нам ответы на многие вопросы. Во-вторых, в предании церковном, в творениях святых отцов. В-третьих, в нашей жизни, в ее обстоятельствах, через которые Господь говорит с нами, раскрывая Свою волю. Самое главное, чтобы мы были открыты для слышания воли Божией.
Законник, ответив на вопрос Иисуса, какая заповедь главная в законе, спрашивает Господа: «А кто мой ближний?» (Лк. 10. 29). И Господь мог, наверное, тоже его спросить: «А сам ты как думаешь, кто твой ближний?» На что законник скорее всего бы ответил, что его ближний – тот, кто принадлежит к его народу и его религии. А как иначе? Именно так воспринимался вопрос о ближнем в Ветхом Завете. Законники исключали из числа ближних всех, кто принадлежал к иным народам или к иным религиозным традициям. Более того, ими гнушались. И даже к тем, кто вроде бы сохраняли веру, законники относились как к врагам и презирали их, — например, к самарянам, которые веровали в Единого Бога, но не ходили в Иерусалимский храм на поклонение, и с точки зрения законников их вера не была в полной мере чистой. Назвать человека «самарянином» считалось самым большим оскорблением. И когда иудеи хотели оскорбить Иисуса Христа, они Ему сказали: «Ты Самарянин и что бес в Тебе» (Ин. 8, 48). Ничего более оскорбительного они не смогли придумать.
В ответ на вопрос законника о ближнем Спаситель рассказывает притчу о человеке, который попался разбойникам по дороге из Иерусалима в Иерихон. Разбойники избили его до полусмерти. Мимо едва живого, раздетого, израненного человека прошли священник и левит — каждый из них был занят своими делами. Кроме того, известно ветхозаветное предписание, что нельзя прикасаться к мертвому телу, чтобы не оскверниться. «Вдруг этот человек мертвый, вдруг я к нему прикоснусь и осквернюсь, – думал священник или левит. – Лучше уж я пойду мимо, может быть, кто-нибудь другой его заметит».
Израненного, умирающего иудея увидел как раз самарянин – человек, который с точки зрения иудейского закона, всей его строгости, не был в полной мере правоверным. У самарян, как считали иудеи, и Священное Писание было искажено, и вера была не та, да и кровь была не та, потому что они смешали иудейскую чистую кровь с нечистой языческой кровью. Но как раз этот самарянин и проявил милосердие к ближнему, которое должен был по закону Божию проявить каждый, проходивший мимо. Самарянин перевязал ему раны, а затем, посадив несчастного на своего осла, отвез его в ближайшую гостиницу; поручив его попечению хозяина гостиницы, самарянин принял все расходы на свой счёт. Вот кто проявил заботу об этом страждущем и несчастном человеке.
Через притчу о милосердном самарянине Господь говорит нам о том, что религиозность выражается не только в соблюдении каких-то правил, но, прежде всего, в том, как мы относимся к нашим ближним. Если мы соблюдаем все правила, посты, утром и вечером молимся, делаем все, что положено и что необходимо, а в сердце нашем нет любви к ближнему, то как же мы можем говорить, что любим Бога? «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4. 20).
Наша религиозность, наша вера должна выражаться в делах. Мы призваны считать своим ближним всякого человека, нуждающегося в нашей помощи, вне зависимости от того, просит он эту помощь или нет. Человек, который попался в руки разбойникам, не просил о помощи, он лежал бездыханный, но самарянин, проходивший мимо, без всякого напоминания со стороны, слушаясь голоса своей совести, пришел на помощь несчастному. И Господь восхвалил его за этот поступок и привел его в пример для каждого из нас.
Ближний – это тот, кто нуждается в данный момент в нашей помощи и сочувствии, говорит Господь. Может быть, у нас нет возможности помочь человеку материально, но у нас всегда есть возможность помочь человеку духовно: утешить его добрым словом, проявить сочувствие, сказать ему что-то, что улучшит его настроение.
Будем вслушиваться в евангельские уроки, которые каждый день предлагает нам святая Церковь, и сверять с Евангелием собственную жизнь. Будем просить Господа, чтобы Он помог нам исполнить свою любовь к Богу и ближним, и достойно пройти поприще Рождественского поста. Аминь.
Берегите себя, берегите своих ближних и да хранит вас всех Господь.
29 ноября 2020 года
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии