Митрополит Иларион: Творения святых отцов – это источник, из которого каждый может черпать все необходимое для спасения и духовной жизни

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В дни Великого поста Святая Церковь погружает нас в глубины монашеской духовности. За великопостными богослужениями мы слышим не только чтения из Ветхого Завета, не только псалмы царя Давида, но и многие песнопения, которые были написаны монашествующими. Через воспоминания о святых преподобных отцах Церковь говорит нам о людях, которые уходили в пустыни, оставляли мир, чтобы остаться наедине с Богом и приносить Ему покаяние.

Казалось бы, зачем это нужно? В чем необходимость для человека уходить в пустынь, лишаться обычных земных благ и оплакивать как свои грехи, так и грехи всего мира? Неужели это требует от человека Господь? Тогда почему к этому призваны не все, а только некоторые? И почему лишь некоторые вдохновляются монашеским идеалом?

Так угодно Богу, чтобы в Церкви в разные времена появлялись люди, желающие пройти до конца путем подражания Господу Иисусу Христу.

Сегодня многие часто спрашивают: достаточно ли приходить в церковь раз в месяц, чтобы спастись? Достаточно ли причащаться раз в месяц или нужно чаще? А, может быть, достаточно раз в год? Многие стараются для себя определить некий минимум, который они могут посвятить Богу, надеясь через это получить спасение. Иными словами, мы будем жить, как все обычные люди, ни в чем себе не отказывать, но для того, чтобы нам наследовать Царство Небесное, нужно определить какой-то минимум добродетелей. Именно так многие подходят к религиозной жизни.

Но подвижники, что на протяжении веков уходили от мира в пустыни, чтобы там приносить Богу молитву и покаяние, оплакивать свои грехи и грехи других людей, молиться Господу обо всем мире, думали о максимуме, стремясь все свои человеческие силы направить на достижение воли Божией, желая максимально собственной жизнью уподобиться Господу Иисусу Христу.

Преподобные отцы сохранили для нас свое богатое духовное наследие – в песнопениях и книгах, которые мы слышим и имеем возможность читать. Если мы посмотрим на авторов богослужебных текстов, особенно тех, чьи произведения звучат на богослужении в течение Великого поста, то увидим, что практически все эти люди были монахами. Это и преподобный Андрей Критский, чей Великий канон мы читали в течение первых четырех дней Великого поста, это и преподобный Иоанн Дамаскин, и Косма Маиумский, и многие другие преподобные отцы, которые оставили для нас песнопения, звучащие и поныне за богослужением в православном храме.

Преподобные отцы оставили нам и свои писания. Это творения отцов IV века, таких, как преподобный Антоний Великий, Макарий Великий, преподобный Ефрем Сирин, хотя он и не был монашествующим, как предполагается, но был аскетом, подвижником. Это и творения отцов последующих веков: преподобного Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова и многих других.

Творения святых отцов – это источник, из которого мы можем черпать все необходимое для спасения и духовной жизни. Если каждый из нас за Великий пост прочитает хотя бы одну святоотеческую книгу, будь то «Лествица» преподобного Иоанна Синайского или творения аввы Дорофея, или беседы преподобного Макария Египетского, или духовные беседы преподобного Исаака Сирина, или «Вопросы-ответы» преподобных Варсонофия и Иоанна, – то, несомненно, от этого чтения получит великую пользу.

Наши отечественные подвижники XIX века – святитель Феофан Затворник и святитель Игнатий Брянчанинов – особенно заботились о том, чтобы православные верующие имели доступные и в хорошем переводе творения святых отцов. Святитель Игнатий Брянчанинов составил «Отечник» из изречений отцов-пустынников, а святитель Феофан Затворник перевел на русский язык творения отцов Церкви, которые вошли в «Добротолюбие» – пятитомное собрание творений отцов-подвижников.

Кто-то может спросить: зачем нам читать творения святых отцов, если эти тексты написаны монахами и для монахов? Но с тем же успехом можно тогда задаться вопросом, зачем слушать богослужебные песнопения, такие как, например, Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского и другие, которые тоже были написаны монахами и для монахов?

Конечно, люди, живущие в миру, не могут и не должны в полной мере подражать монахам. Миряне не должны пытаться переносить на свою жизнь идеал монашеской жизни. Ведь каждый человек, живущий в миру, несет ответственность не только за себя, но и за своих детей, близких, свою семью. Он несет ответственность перед своим работодателем, перед обществом. В отличие от монахов-пустынников, которые уходили в пустыни, ни за кого не отвечали, кроме самих себя, и ни перед кем, кроме Господа Бога, не отчитывались. Поэтому переносить идеалы монашеской жизни на жизнь мирянина, конечно, не следует.

Но, тем не менее, чтение монашеской святоотеческой литературы может для каждого мирянина оказаться чрезвычайно полезным, потому что монахи-подвижники и пустынники проникали в такие недры человеческого духа, открывали такие сокровенные глубины богообщения, на которые редко может выйти обычный мирской человек. Читая их книги, не нужно пытаться воспроизвести в себе то, о чем писали святые отцы. Некоторые из них созерцали Божественный свет. Одни лицом к лицу общались с Господом, другим являлись святые, а кто-то проводил долгие месяцы и годы в борьбе с демонами, которые устрашали их и пытались отвратить от монашеской жизни. И все свои опыты и духовные приключения монашествующие описали в своих книгах. Конечно, нам не следует примерять на себя опыт подвижников, но мы можем подражать им в их безраздельной любви к Богу, в стремлении отдать все свои силы поиску Царства Небесного, и всем сердцем, всей крепостью и всей душой возлюбить Бога и ближнего, как самого себя.

Две заповеди – о любви к Богу и к ближнему – даны каждому человеку. Заповеди эти были даны в Ветхом Завете, а затем повторены Господом Иисусом Христом не для монахов. Но монашествующие, пустынники и аскеты особым образом исполнили эти и другие заповеди Божии. И они многое могут открыть для каждого из нас, несмотря на гигантское расстояние, которое их от нас отделяет.

Точно так же, как не устаревают богослужебные тексты, не теряют актуальности в наше время и творения святых отцов. Кто-то может сказать: богослужебные тексты малопонятны. Они исполняются на непонятном языке. И даже если их перевести на русский язык, все равно для многих современных людей они останутся чуждыми. Это действительно так. 

Эстрадную песню может понять любой, а вот чтобы понять смысл богослужебного песнопения, нужно продираться не только через чащу церковнославянских слов, но еще и научиться проникать в дух авторов этих текстов, что очень не просто. Наверняка каждый из нас, слушая Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, ловил себя на мысли, что не понимает многое из того, что в нем говорится. Не потому, что канон читается на славянском языке, а оттого, что этот текст написан для людей другого времени, другой, как бы сейчас сказали, ментальности, которые совершенно по-другому узнавали Библию, а самое главное – они совершенно по-другому воспринимали мир. Тем не менее, из года в год мы приходим на чтения Великого канона. Мы вслушиваемся в эти, подчас, малопонятные слова, но через них Господь открывает нам Свои тайны и наставляет на путь покаяния.

Если мы будем вчитываться в слова преподобных отцов, обязательно многое из того, что они говорят и пишут, коснется нашего сердца. Именно поэтому творения святых отцов – и тех, чьи имена я перечислил сегодня, и многих других – составляют сокровищницу Православной Церкви, из которой может черпать каждый человек – не только монашествующий, но и мирянин. И Святая Церковь в дни Великого поста открывает перед нами эту сокровищницу, предлагая вдохновляться примером преподобных отцов и укрепляя нас в собственном христианском подвиге на пути покаяния. Аминь

18 марта 2021 года

https://mospat.ru/ru/news/86810/