Митрополит Иларион: Церковь является Ноевым ковчегом, который ведет нас ко спасению по бурным водам житейского моря

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Митрополит Иларион: Церковь является Ноевым ковчегом, который ведет нас ко спасению по бурным водам житейского моря

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Первые четыре дня Великого поста на Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского мы слышим напоминание о ветхозаветных праведниках и грешниках, каждый из которых остался в памяти Церкви либо со знаком плюс, либо со знаком минус. Каждый из них являл либо пример добродетели и совершенства, либо пример греха, а некоторые, как царь Манассия, о котором мы говорили вчера — пример греха и покаяния.

В сегодняшнем чтении из Великого канона мы слышали о праведном Ное, чья история содержится в библейской книге Бытия. Всякий раз, когда мы обращаемся к этой истории, она ставит перед нами множество вопросов, а у некоторых и вовсе вызывает недоумение и соблазн. В книге Бытия говорится о том, что когда грехи человечества умножились и «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6. 12), то «раскаялся Господь, что создал человека» (Быт. 6.6) и решил все человечество погубить. Но был один праведник по имени Ной, который ходил перед Богом и делал благоугодное в очах Господа. И Господь сказал ему, чтобы он построил ковчег, и в этот ковчег ввел все свое семейство, а также взял с собой из всех животных, пресмыкающихся и птиц по паре, чтобы сохранить свое потомство и животный мир, когда все живое будет уничтожено в водах потопа.

И вот Ной, которому на тот момент было уже 600 лет, начал строить это гигантское сооружение. Мы можем только представить себе, каким насмешкам и какому поруганию подвергался этот престарелый праведный человек, сколько шуток было отпущено по поводу его непонятного строительства. Но Ной продолжал строить в соответствии с теми мерками, которые указал ему Сам Господь.

Когда на землю обрушился потоп, всякая человеческая плоть погибла. И только Ной по повелению Божию вошел в ковчег вместе со своей семьей. А после того, как вода спала, Ной вышел на землю, и обновленная земля приняла обновленное человечество. С этого момента вторично началась история человечества.

Если рассказ о Всемирном потопе воспринимать буквально, то он вызывает слишком много вопросов. Как это Бог мог создать человека, а потом раскаяться в этом? Что же это за Бог такой, Который сначала делает, а потом переделывает? Как это Бог мог погубить все человечество, не пожалев никого, кроме одного праведника и его семьи? Где же тогда Божья справедливость? А где Божья любовь?

Святые отцы научают нас читать Ветхий Завет в свете Нового Завета и воспринимать рассказы из Ветхого Завета как прообраз новозаветных реальностей. Уже раннехристианская Церковь распознала в рассказе о Ноевом ковчеге прообраз крещения и прообраз Церкви. Потому что Церковь является тем Ноевым ковчегом, который ведет людей ко спасению, а в Церковь люди попадают не через что иное, как через погружение в воду, через святое крещение. Именно крещение делает человека христианином и, как говорят Святые отцы, в крещении умирает человек ветхий и воскресает человек новый. И не потому, что Бог нас какими-то не такими изначально создал, и не потому, что Он совершил какую-то ошибку и раскаивается в том, что Он нас создал, а потому, что помимо плотского рождения Он дает нам еще рождение духовное, которое осуществляется через воду крещения.

Если мы будем вчитываться в слова Нового Завета, в частности, в послания святых апостолов, то услышим, как святой апостол Петр в своем первом послании в третьей главе упоминает о Ное. Апостол Петр пишет: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (2 Пет. 3. 18-21).

Не так просто понять эти слова святого апостола Петра, но речь здесь идет о сошествии Христа во ад, о том, что произошло после смерти на кресте Господа Иисуса Христа. Апостол говорит, что сойдя Своим Духом в темницу, то есть в адские бездны, Господь этим Духом проповедовал находящимся в темнице душам умерших. Кому же Он проповедовал? Тем людям, которые некогда не покаялись и погибли во времена Ноя, в дни построения ковчега.

Это значит, что ветхозаветная история, которая у нас вызывает столько недоумения, имеет свое продолжение в Новом Завете. И Господь Иисус Христос не забыл о тех людях, которые погибли в водах потопа. Когда душа Его сошла во ад, Он проповедовал этим людям. Мы не знаем, откликнулись ли они на эту проповедь и что произошло с ними после – Святые отцы по-разному толкуют слова апостола Петра. Но в Евангелии от Матфея мы читаем, что после воскресения Господа Иисуса Христа «многие тела усопших святых воскресли и <…> явились многим» (Мф. 27:52-53). На иконе Воскресения Христова мы видим, как Христос выводит из ада ветхозаветных праведников, начиная с Адама и Евы. И мы знаем, что сошествие Христа во ад не было напрасным, Он сошел туда, потому что вспомнил о всех тех людях, которые в разные времена погибли и ожидали спасения.

Церковь является Ноевым ковчегом, который ведет нас ко спасению по бурным водам житейского моря. И мы, церковные люди, иногда чувствуем себя подобно Ною. Иной раз над нами смеются и говорят: а зачем вообще ходить в Церковь? Зачем истязать себя постом, ограничивать от тех или иных проявлений? Зачем воздерживаться от грехов, когда можно жить в свое удовольствие и проводить время своей жизни, ни в чем себе не отказывая?

Но жизни человеческой однажды приходит конец. И мы знаем, что жизнь не заканчивается смертью, ибо за порогом смерти каждого из нас ждет жизнь вечная. И мы помним слова Господа Иисуса Христа о богатстве добрых дел, которое мы должны накапливать здесь, на земле, и которое перейдет с нами в жизнь вечную. И подобно Ною мы спасаемся в этом ковчеге от вод потопа, и через эти спасительные воды приходим к духовному обновлению и к новой жизни.

Я хотел бы пожелать всем нам, чтобы в дни Великого поста мы перечитывали библейские истории, вдумывались в их содержание, открывали для себя их смысл через Новый Завет, через учение Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов. И чтобы вечная книга – Библия – которая никогда не устаревает, каждый раз открывалась перед нами по-новому, и мы черпали из нее для себя источник мудрости и вдохновения.

Храни вас всех Господь.

12 марта 2019 года

https://mospat.ru/ru/2019/03/12/news171382/