Митрополит Иларион: Церковь призывает нас в дни Великого поста со страхом Божиим, верою и любовью приступать к Господу нашему Иисусу Христу и причащаться Святых Христовых Таин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Митрополит Иларион: Церковь призывает нас в дни Великого поста со страхом Божиим, верою и любовью приступать к Господу нашему Иисусу Христу и причащаться Святых Христовых Таин

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас совершили первую в Великом посту Литургию Преждеосвященных Даров. В дни Святой Четыредесятницы эта Литургия служится по средам и пятницам, а также в особых случаях, когда память чтимого святого выпадает на один из будних дней поста.

Согласно церковному уставу, Литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в вечерние часы, поэтому она начинается с вечерни; поются вечерние песнопения, в том числе «Свете тихий», читаются вечерние молитвы, а затем происходит причащение Святых Христовых Таин.

Церковное Предание приписывает составление чина этой Литургии святителю Григорию  Двоеслову, папе Римскому, который жил в VI веке, задолго до разделения между христианским Востоком и Западом. Главным отличием от привычной нам Литургии Иоанна Златоуста, которая совершается в течение всего года, является то, что на Литургии Преждеосвященных Даров не происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, потому что это преложение произошло за предыдущей полной Литургией. Когда в воскресенье перед началом той или иной седмицы Великого поста мы совершаем Божественную литургию, тогда вместе со Святым Агнцем, от которого причащаемся в воскресенье, также освящаем еще два или три Агнца в зависимости от того, сколько будет совершено Преждеосвященных Литургий на этой неделе. Этот Преждеосвященный Хлеб, который уже стал Телом Христовым на воскресной Божественной литургии, мы и предлагаем верующим для причащения на Литургии Преждеосвященных Даров.

Такой особенностью этой Литургии объясняется и то, что ее молитвы и песнопения отличаются от обычной Литургии Иоанна Златоуста или Литургии Василия Великого. На ней мы не молимся о том, чтобы Святой Дух сошел на хлеб и вино и преложил их в Тело и Кровь Христа, потому что это уже произошло на предыдущей полной Божественной литургии, но возносим молитвы о том, чтобы мы были достойны поклонения Господу Иисусу Христу, Который приходит к нам в Святых Дарах, чтобы мы были достойны Его подъятия, то есть достойно брали на руки это Пречистое Тело, соединенное с Кровью Спасителя, достойно принимали внутрь себя Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Вместо Херувимской песни на Литургии Преждеосвященных Даров звучит песнопение, которое начинается словами: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се Жертва тайная совершена дориносится». Эти слова указывают, прежде всего, на то, что при совершении Божественной литургии в храме находятся не только люди, которые пришли причаститься Святых Христовых Таин, но и присутствуют невидимо ангелы Божии, которые предстоят Престолу Господню и вместе с нами служат Литургию всякий раз, когда мы собираемся в храм для того, чтобы ее совершить. Ангелы Божии присутствуют вместе с нами, они вместе с нами молятся, вместе с нами поклоняются Святым Дарам.

«Се бо входит Царь Славы…» Эти слова означают, что Господь приходит к нам, и образом этого является внесение Святых Даров в алтарь. В начале Литургии Преждеосвященных Даров Святые Дары, которые хранились на престоле, перемещаются на жертвенник, а затем торжественно во время Великого входа этой Литургии переносятся на престол. Это перенесение и обозначается словами «се бо входит Царь Славы». А слова «се жертва тайная совершена дориносится» означают, что таинственная Божия жертва вносится в Божественный алтарь, сопровождаемая святыми ангелами Божиими.

Слово «дориносимо», которое присутствует также и в Херувимской песни («ангельскими невидимо дориносима чинми»), имеет отношение к греческому языку. Оно указывает на телохранителей царя, которые окружали того, когда он шел, и держали в руках копья, дабы отражать возможные нападения. Как в наше время телохранители носят пистолеты, так в прежние времена люди, которые выполняли такие же функции, были вооружены копьями. Так вот, «дори» означает копье, а вторая часть слова указывает на то, что эти копья носили. Смысл малопонятного слова «дориносимо» оказывается достаточно простым: так называют охраняемого. Господа Иисуса Христа, Который приходит к нам в Святых Таинах, как бы окружают, подобно телохранителям, ангелы Божии. И вот эти ангелы вместе с нами молятся за Божественной литургией.

Песнопение, о котором мы говорим, завершается словами «верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». Когда Святые Дары выносятся для причащения, диакон возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». А во многих древних литургических чинах это возглас дополнялся еще словом «любовию»: со страхом Божиим, верою и любовию приступите. Церковь призывает нас в дни Великого поста со страхом Божиим, верою и любовью приступать к Господу нашему Иисусу Христу и причащаться Святых Христовых Таин.

И мы будем в дни поста по средам и пятницам совершать Литургию Преждеосвященных Даров. Со следующей седмицы мы будем ее совершать не только по утрам, но и по вечерам, как это предписывается церковным уставом, дабы не только те, кто по утрам свободны, но и те, кто в течение дня работает, могли вечером прийти в храм Божий и причаститься Святых Христовых Таин.

Я хотел бы всем нам пожелать, чтобы в дни Великого поста мы как можно чаще приступали к Святым Христовым Таинам, потому что пост – это время духовного очищения, время, когда мы призываемся быть более сосредоточенными, больше молиться, больше читать Священное Писание, а самое главное – делать больше добрых дел, чем совершаем в своей обычной жизни. И для того, чтобы этот подвиг был нам ни в тягость, а в радость, Господь предлагает нам Самого Себя, дабы мы принимали Его внутрь себя, дабы Его Тело становилось нашим телом, а Его Кровь – нашей кровью.

Будем с такими мыслями и чувствами проходить поприще Великого поста. Будем приходить в храм Божий на Литургии Преждеосвященных Даров, а по субботам и воскресеньям – на полные Литургии, помня о том, что всякий раз, когда совершается Божественная литургия, не только мы с сами здесь молимся, но и ангелы Божии, которые невидимо окружают, подобно телохранителям, Небесного нашего Царя – Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

13 марта 2019 года

https://mospat.ru/ru/2019/03/13/news171405/