Митрополит Иларион: Церковь объединяет всех – и живых, и умерших

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Митрополит Иларион:  Церковь объединяет всех – и живых, и умерших

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение всего периода от Пасхи до Пятидесятницы в Церкви читается Евангелие от Иоанна. И в сегодняшнем евангельском чтении прозвучали слова, которые Господь Иисус Христос произнес после Тайной вечери. Слова эти были обращены к Его Божественному Отцу. Спаситель вознес Богу молитву, которая получила название первосвященнической, ибо Он произнес ее перед Своими страданиями и смертью. Уходя из этого мира в мир иной, возвращаясь к Своему Отцу, Христос молится о Своих учениках и о всех, кто уверует в Него: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин. 17. 24).

Евангелие от Иоанна начинается с того, что говорит нам о воплощении Бога Слова. Превечный Бог по неизреченному благоволению Отца воплотился и стал Сыном Человеческим. Христос был и всегда остается Сыном Божиим, но Он принял человеческую плоть и стал Сыном Человеческим. И все, что Он совершил на земле, было исполнением воли Его Божественного Отца. На земле Господь даровал Ему учеников – тех, кого Он Сам избрал и поставил апостолами, чтобы они были с Ним, слышали Его проповедь, а после Его смерти и воскресения распространили эту проповедь по всей земле.

Перед арестом Христос возносит последнюю молитву за Своих учеников, а затем молится и за всех, кто уверует по их проповеди. Сын Божий просит Своего Отца, чтобы все верующие были с Ним там, где Он находится. Это значит, что Господь, восходя в небесную славу к Своему Отцу, вместе с Собой хочет забрать всех, кто в Него уверует. Поэтому Его молитва касается каждого из нас, ибо мы и есть те, кто уверовали по слову апостолов и их преемников. Из Священного Писания, из Евангелия, из апостольских посланий, из книги Деяний, которая читается также от Пасхи до Пятидесятницы, мы уверовали в то, что Иисус Христос есть Господь и Спаситель, что Он – Единородный Сын Божий, пришедший спасти всякого грешника, каждого, кто захочет быть Им спасенным.

Спаситель в Своей молитве к Богу высказывает желание, чтобы мы, верующие, были вместе с Ним. Место или состояние, где Он находится, Христос обозначал малопонятными для тогдашних слушателей словами – «царство небесное». Ведь когда Сын Божий в Своих проповедях и притчах говорил о Царстве Небесном, многие думали, что речь идет о неком царстве, которое Он создаст здесь, на земле. Другие же считали, что речь идет о посмертном существовании людей.

Однако Господь говорил о духовном пространстве, в котором люди могут встречаться с Ним и соединяться вне зависимости от того, отошли они уже в мир иной или же продолжают жить на земле. И Церковь, которую создал Христос, — и есть то духовное пространство, Царствие Божие на земле. Мы верим, что Христос невидимо пребывает в Церкви. И слова Господа: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин. 17. 24), относятся ко всем нам – и к ныне живущим, и к тем, кто уже покинули этот мир. Ибо Церковь объединяет всех – и живых, и умерших; всех, кто уверовал во Христа, кто крестился, кто исполнил или исполняет Его заповеди, и кто желает быть рядом с Ним.

Господь хочет, чтобы мы были вместе с Ним. Но желаем ли мы быть там, где Господь? Хотим ли мы быть со Христом на Голгофе, в момент, когда Его осуждают и распинают? Хотим ли мы быть с Ним в Его небесной славе? Наверное, каждый из нас скажет, что, да, конечно, мы хотим удостоиться участия в славе, которую Христос имеет у Отца от вечности. Как двое учеников Спасителя, которые после Его проповедей о Царстве Небесном, решили обеспечить себе два места рядом с Ним: одно справа, другое слева. Но Господь указал им, что путь к небесной славе лежит через страдания. Он спросил: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10. 38).

Эти же вопросы Христос обращает и к каждому из нас. Бог желает, чтобы мы были едины со Христом, и мы также хотим быть вместе с Ним в небесной славе. Но для этого мы должны испить чашу, которую Он нам преподнесет – не только евхаристическую, через которую мы причащаемся Его Божественной Крови, но чашу скорбей, страданий и испытаний, что выпадают на долю всякого человека.

Слушая слова из Евангелия от Иоанна о том, как Господь Иисус Христос молился Своему Божественному Отцу перед тем, как был взят под стражу, не будем забывать, что Он молился не только о Своих учениках, но и о всех нас. Мы должны также помнить, что Христос обещал нам радость, которую никто от нас не отнимет. В Своей первосвященнической молитве к Отцу Христос говорит: «Сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17. 13). Но радость эта приобретается подвигом всей жизни, в том числе спокойным, терпеливым и смиренным несением скорбей и страданий.

Будем просить Господа Иисуса Христа, чтобы нам всегда быть там, где Он, всегда быть в Церкви. Чтобы мы жили Христом и причащались Его Пречистого Тела и Честной Крови. Чтобы исполняли Его Божественные заповеди и безропотно принимали испытания, которые выпадают на нашу долю, дабы уже в земной жизни приобщиться к Царству Небесному, которое во всей полноте раскроется нам тогда, когда мы перейдем в жизнь вечную. Аминь.

9 июня 2019 года

https://mospat.ru/ru/2019/06/09/news175115/