МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: ЦЕНТР ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ – ГОСПОДЬ
Ваши Преосвященства, дорогие владыки, дорогие отцы, братья и сестры!
Всякий раз, когда мы собираемся на Божественную литургию в храм, он наполняется благодатью Божией, присутствием святых, ангелов небесных. И мы ощущаем себя участниками Литургии, которая совершается не только здесь, на земле, нашими человеческими усилиями, устами и руками, но и той небесной Божественной литургии, в которой принимает участие все творение Божие – и ангелы, и все святые, и все усопшие. Предстоя престолу Божию, мы чувствуем присутствие среди нас Бога Живого, и в то же время мы ощущаем, как вместе с нами молятся ангелы и святые.
Всякий раз, когда участвуем в Литургии, Господь научает нас Своим Божественным словом. Сегодня мы слышали чтение из Евангелия от Матфея. Это часть Нагорной проповеди Господа Спасителя, в которой Он изложил самые основы Своего духовно-нравственного учения. За евангельским чтением прозвучал один из заключительных разделов Нагорной проповеди, где Господь говорит о том, что человек не может служить двум господам, потому что он будет заботиться об одном, а о другом не радеть, будет одному прилежать, а другим пренебрегать. «Не можете, – говорит Спаситель, – служить Богу и маммоне» (Мф. 6. 24). Эти слова, которые Господь однажды адресовал Своим ученикам, обращены к каждому из нас: Господь напоминает о том, как мы должны расставлять приоритеты в своей жизни.
И еще Он говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем» (Мф. 6. 34). Очень часто люди не понимают, как можно не заботиться о завтрашнем дне, когда мы только и занимаемся, что готовимся к каким-то мероприятиям или обеспечиваем себе будущее. Как же это возможно, если у нас есть семья, дети, если нам нужно обо всем заранее подумать? А как можно не заботиться о завтрашнем дне, если завтра ожидается ответственное мероприятие, и придут важные гости? Но Господь говорит не о том, чтобы мы жили беспечно, а о том, что мы в своей жизни правильно расставляли приоритеты, чтобы на первом месте всегда у нас всегда был Бог, и чтобы наша жизнь была служением и предстоянием Ему. Все же остальное надо выстраивать вокруг этой основной и главной ценности. Если Бог будет царствовать в сердце, то все остальное вокруг нас будет выстраиваться так, как и должно. А если Бога не будет в душе и в сердце, тогда ничто другое не поможет.
Господь – это центр духовной жизни, и во всех Своих поучениях Спаситель напоминает об этом. Он призывает нас не к безделью, беспечности, лености или праздности, а к тому, чтобы мы свой внутренний взор, свое внутреннее око сосредоточили на Боге.
Неслучайно Он сказал в Своей Нагорной проповеди: «Светильник для тела есть око» (Мф. 6. 22). А что это за око? Это не просто глаз, которым мы смотрим и созерцаем видимый мир, а то внутреннее око, которое позволяет нам распознавать присутствие Божие, отделять правду от неправды, отличать добро от зла. Это внутреннее око у нас должно быть всегда широко раскрыто для того, чтобы Сам Господь просвещал его Своим Небесным светом. Тогда те слова, которые Христос обратил к Своим ученикам: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6. 23), не будут относиться к нам, потому что мы будем сиять не собственным светом, а тем светом, который Сам Господь нам даст. О нем Иисус Христос сказал в той же Нагорной проповеди: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5. 16).
У каждого из нас внутри есть греховная тьма. И Господь Сам приходит к нам в причастии Святых Христовых Таин и в других Таинствах церковных для того, чтобы эту нашу внутреннюю тьму озарить Своим Небесным светом. И подобно тому, как после Своего страдания, после Своей смерти на Кресте Он сошел во ад для того, дабы наполнить его мрачные глубины Своим присутствием, озарить Своим Божественным светом и Своим Божественным огнем попалить всякую греховную тьму, так Он сходит в темные глубины нашей души, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, для того, чтобы попалить всякую греховную скверну, озарить нас изнутри, просветить Своим Божественным светом и наполнить Своим Божественным присутствием.
Иногда заповеди Божии кажутся неисполнимыми или трудноисполнимыми. Когда мы читаем, например, Нагорную проповедь, мы часто спрашиваем себя: а для кого она написана, на каких людей рассчитана? А разве возможно жить так, как Господь заповедал? Господь отвечает на эти наши вопрошания через Божественную литургию и говорит нам: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19. 26). Когда человек соединяется с Богом, он уже не своими силами исполняет заповеди и делает добрые дела, а Сам Бог через него и в нем начинает действовать. Вот почему всякий раз, приходя на Божественную литургию, мы просим Бога о том, чтобы Он пришел и вселился в нас, чтобы Его Божественное Тело соединилось с нашим телом, и Его Честная Кровь стала нашей кровью, чтобы мы принадлежали не сами себе, а Ему, чтобы действовала через нас не наша человеческая сила и не какая-то иная чуждая, привходящая сила, но чтобы через нас действовал Сам Господь.
Будем просить Бога, чтобы Он даровал нам эту любовь к Нему, эту веру в Него, эту надежду на Него, это упование на Его Божественную благодать. Будем молиться, чтобы Господь всегда жил в нас и никогда не оставлял нас, и чтобы Его Божественная благодать через нас совершала в этом мире Его Божественную волю. Аминь.
25 июня 2017 г.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии