Митрополит Иларион: Святость – это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Неделю по Пятидесятнице Церковь совершает память всех святых.

В праздник Пятидесятницы мы вспоминали о том, как Святой Дух сошел на апостолов, и они заговорили на языках, и все из разных народов стали узнавать свое наречие; как безграмотные галилейские рыбаки превратились в дерзновенных проповедников Воскресения Христова.

А сегодня, в 1-ю Неделю по Пятидесятнице, мы вспоминаем о том, как Дух Святой продолжал действовать в Церкви в течение всего двухтысячелетнего периода ее истории. Дух Святой сошел на учеников Спасителя и вдохновил их на проповедь Христа Распятого и Воскресшего. А в течение последующих веков, вплоть до настоящего времени, Святой Дух действовал, продолжает и будет действовать в Церкви, и благодаря Его действию и содействию людей Церковь никогда не оскудевала и не оскудеет святыми.

Святые в Церкви жили и в древние, и в недавние времена. Святые живут на земле и сейчас. И до тех пор, пока стоит на земле Церковь Христова, она будет являть миру святых, ибо идеал святости, который был явлен в лице Господа Иисуса Христа, вдохновляет и в наше время так же, как он вдохновлял во времена Его земной жизни и в апостольскую эпоху.

Фарисеи и книжники думали, что святость заключается в том, чтобы человек не соприкасался ни с чем нечистым: будь то нечистая пища или нечистые люди, или нечистые места. Чтобы человек всячески ограждал себя от какого бы то ни было осквернения, соблюдал множество предписаний закона Моисеева и то устное предание, которое было нанизано на этот письменный закон в течение веков. И в этом, полагали фарисеи, заключается святость человека.

Господь Иисус Христос в этой так называемой святости видел лицемерие. И обличал книжников и фарисеев Своего времени за то, что они внешне выглядели благочестивыми и праведными, а внутри были наполнены хищением и неправдой.

Тот род святости, который был явлен в лице Господа Иисуса Христа и который являет на протяжении веков Святая Христова Церковь, кардинальным образом отличается от того, что проповедовали фарисеи и книжники. Они проповедовали внешнее благочестие, а Господь обращает наше внимание на внутреннего человека, на его сердце. Господь говорит, что осквернение происходит не от того, что мы соприкасаемся с чем-то внешним, а от того, что внутри нас созревают злые помыслы, прелюбодения, любодеяния, хищения и всякого рода преступления. Созревая в сердце человека, они оскверняют его изнутри.

Христианские святые – это люди, которые далеко не всегда отличались внешним благочестием. Некоторые из них казались внешне совершенно невзрачными, неприглядными и даже неблагочестивыми, как, например, некоторые юродивые. Но они заботились о том, чтобы очищать глубины своего сердца, чтобы всегда пребывать с Богом. Они открывали себя благодати Святого Духа, которая сходила на них и оказывала преображающее и очищающее воздействие. И, прежде всего, благодаря благодати Святого Духа они становились святыми.

По действию Божественной благодати святость обретали люди из разных народов, принадлежавшие к разным сословиям – и богатые, и бедные, и благородного, и худородного происхождения. Это были и монашествующие, и миряне, и состоявшие в браке, и не состоявшие, имевшие начальственную власть над людьми и не имевшие никакой власти. Каждый из них на своем месте являл образ святости, которая не зависела от положения человека в Церкви, от того, каким саном он обладал, был ли он Патриархом или простым монахом, архиереем или простым священником, был ли удостоен почестей церковных или прожил свою жизнь незаметно.

Мы знаем о том, что многие святые почитаются в Церкви как угодники Божии. Память их ежедневно совершается в Церкви, и имена их присутствуют в церковном календаре. Но на протяжении веков Церковь являла множество святых, о которых по разным обстоятельствам люди не знали: или потому, что Богу было неугодно явить людям их подвиг, или они сами скрывались от известности, или же по каким-либо иным причинам. Например, преподобный Силуан Афонский удостоился был сопричисленным к лику святых благодаря тому, что о его жизни поведал его ученик – архимандрит Софроний. Он написал о нем книгу, которая стала известной. Благодаря этой книге стало расти почитание преподобного Силуана, и в конце концов дело дошло до его канонизации – сначала в Константинопольском Патриархате, а потом и в Русской Православной Церкви.

Но было и много других подвижников в это же время на Афонской горе и за ее пределами, о которых мир не узнал. Никто не написал о них книгу, но они просияли подвигом добродетелей, хотя о них знали немногие или же не знал никто.

Для Господа ценен всякий духовный труд человека. А узнают ли о нем другие или нет – не имеет решающего значения. Святой – не тот, кто трудится, чтобы стать святым. Он занят совершенно другими делами. Он заботится об очищении своего сердца и своей души от страстей, от греховных помыслов. Он молится за себя и за своих ближних – за живых и усопших. Он надеется на милосердие Божие и взывает к Богу, чтобы Господь послал ему Духа Святого, чтобы Дух Святой просветил его изнутри.

Когда человек достигает святости, сам он никогда не считает себя святым. Потому что, начиная с апостола Павла, который говорил, что «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1. 15), именно так видели себя святые. Они считали себя первыми из грешников, и это было не лицемерное или риторическое признание своих грехов, а ощущение, которое даровал им Святой Дух. Ибо чем больше очищается внутренний человек, тем больше он видит свои недостатки, грехи, и как далеко он отстоит от идеала святости, который был начертан Господом Иисусом Христом.

Святость – это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу. Это ежедневная, ежечасная, ежеминутная работа над собой, Святость – это готовность человека пойти за Христом, куда бы Он его ни повел, даже на крестную смерть, крестный подвиг. Святость – это не только то, что приобретается усилиями человека, но, прежде всего, даруется благодатью Божией.

В день Всех святых будем прославлять угодников Божиих, которых Господь даровал Своей Святой Церкви, по мере наших сил подражать их подвигу, и просить Господа, чтобы благодать Святого Духа сошла на нас, очистила от всякой греховной скверны и удостоила быть причастниками Царствия Небесного. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником! Храни вас Господь!

27 июня 2021 года

https://mospat.ru/ru/news/87530/