Митрополит Иларион: суть религиозной жизни заключается в любви к Богу

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в Неделю пред Богоявлением, мы слышали предписанное уставом чтение из Евангелия от Марка, где рассказывается о том, как явился Иоанн Креститель, как проповедовал он в пустыне Иорданской, призывая всех людей: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3. 2).

Господь избрал Иоанна Предтечу, чтобы уготовать путь Своему Единородному Сыну, Который пришел на землю, воплотился и стал человеком для того, чтобы каждому из людей даровать спасение и жизнь вечную.

Проповедь Иоанна Крестителя, которая дошла до нас в изложении четырех евангелистов, содержала то, что потом положит в основу Своей проповеди Господь Иисус Христос: со слов Иоанна Крестителя «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», Сам Господь Иисус Христос начал Свою проповедь и Свое земное служение.

Но в проповеди Иоанна Крестителя мы слышим и о многом другом – о том, что потом также будет воспроизведено и развито в проповеди Господа Иисуса Христа. Так, отвечая на претензии иудеев, что они чада Авраамовы, Господь Иисус Христос говорит: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Ин. 8. 39). О том же проповедовал и Иоанн Креститель: «Не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3.9). Он предостерегал: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3. 10). Предтеча предупреждал о грядущем возмездии, об ответственности людей за их нежелание услышать глас Божий и последовать за Единородным Сыном Божиим, Который был Обетованным Мессией и пришел в мир, чтобы указать каждому человеку путь ко спасению.

Проповедь Иоанна Крестителя предваряла проповедь Иисуса Христа. На тот момент, когда Господь Иисус Христос выходил на Свою проповедь, Он был никому не известен, а Иоанна Крестителя уже знала вся страна иудейская. Поэтому вполне естественно, что Господь Иисус Христос в Своей проповеди поначалу заимствовал даже буквально слова и выражения, которые Он слышал от Иоанна Крестителя.

Единомыслие этих двух людей – человека, который пришел уготовать путь Сыну Божию, и Самого Сына Божия – выражается в том, как и о чем они проповедовали. Почему Иоанн Креститель говорил то, о чем потом скажет Господь Иисус Христос? Потому что Сам Бог так вразумлял его. Как Бог открывал Свою волю пророкам и те слышали Его слово, и передавали это слово людям, точно так же и Иоанн Креститель – последний из пророков и первый из апостолов – передавал людям то, что слышал от Бога.

Призыв к покаянию, который звучал из уст святого Иоанна Предтечи, прежде всего, был призывом не только к тому, чтобы раскаяться в своих грехах, осознать свои ошибки, оплакать свои злодеяния, но и изменить образ жизни и образ мысли радикальным образом.

Иудеи того времени считали, что святость и благочестие заключается в том, чтобы исполнять различные предписания закона Моисеева. Чем больше этих предписаний знал человек и старался их воплотить в жизнь, тем больше ему казалось, что он приближается к святости.

Но сначала Иоанн Креститель, а затем и Сам Господь Иисус Христос своей проповедью показали, что суть религиозной жизни заключается не в том, чтобы исполнять бесконечное количество предписаний и запретов, а прежде всего в том, чтобы любить Бога, всю свою жизнь посвящать Богу, приносить покаяние, то есть вместо злых дел совершать добрые, исполнять свой долг. Всем людям, приходящим к нему, Иоанн Креститель говорил: никого не обижайте, всем делайте добро. И его простые наставления актуальны во все времена.

Исполнение воли Божией и суть религиозной жизни заключается в том, чтобы сердце человека было настроено на Господа. Тогда и вся его жизнь будет посвящена Богу, а все остальное приложится.

Сначала Иоанн Креститель проповедовал в пустыне, потом был арестован, посажен в темницу, затем был обезглавлен, о чем мы слышим из Евангелий. Господь наш Иисус Христос проповедовал то же самое, но сказал гораздо больше, чем успел сказать Иоанн Креститель. Но и Христос также был предан на смерть, осужден, распят на кресте, а потом воскрес и Его воскресение положило начало новой жизни, новому бытию, жизни христианской Церкви, которая продолжается по сей день. И мы с вами наслаждаемся плодами той победы, которую одержал Господь Иисус Христос, – победы, которая была предсказана пророками и предвосхищена проповедью Ионна Крестителя.

В эти дни мы готовимся к празднику Богоявления. В этот праздник мы будем освящать воду в воспоминание Крещения Господня, когда Сам Господь Иисус Христос вместе с другими людьми сошел в воды Иорданские – не для того, чтобы очиститься от грехов, ибо грехов у Него не было, а для того, чтобы освятить естество вод, и чтобы люди, которые будут погружаться в эти воды, освященные Его Божественным и живоносным присутствием, получали прощение и очищение от грехов, благодать и силы к возрождению и новой жизни.

Будем готовиться к этому празднику и просить Господа, чтобы, придя к нам обновить естество вод, Он обновил и наше человеческое естество, помог бы нам проникнуть в самую суть религиозной жизни, усвоить для себя, осознать и воплотить в жизнь евангельские заповеди. И чтобы Сам Христос был нашим путеводителем на пути в Царствие Небесное. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником! Да хранит вас всех Господь!

16 января 2022 года

https://mospat.ru/ru/news/88829/