Митрополит Иларион совершил вечерню Великого Пятка с выносом святой Плащаницы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В Великий Пяток по уставу Русской Православной Церкви совершается вечерня с выносом Плащаницы Спасителя. На этом богослужении читается канон о Распятии Господнем, который по церковному уставу положено читать на повечерии. В этом каноне рассказывается о том, что переживала и испытывала Пресвятая Богородица в часы, когда Господь Иисус Христос принял добровольную смерть ради спасения рода человеческого.
В Евангелиях очень мало говорится о Пресвятой Богородице. Мы слышим только из Евангелия от Иоанна рассказ о том, как Божия Матерь вместе с возлюбленным учеником Спасителя стояла при кресте Иисуса, и Господь перед Своей смертью вверил Ее попечению Своего ученика, сказав Ей: «Жено! се сын Твой» (Ин.19.26), а ему сказав: «Се, Матерь твоя!» (Ин.19.27).
Из Евангелий мы не слышим что-либо о том, что происходило с Пресвятой Богородицей, когда Господь наш Иисус Христос умер на кресте. Но Священное Предание Церкви дополнило эти евангельские рассказы. Священное Предание отразилось и в литературных памятниках, и в богослужебных текстах, в том числе и в каноне, который мы только что прочитали, и в христианском изобразительном искусстве, в том числе в знаменитых византийских, сербских фресках балканских монастырей.
Мы знаем о том, что Пресвятая Богородица оставалась рядом со Своим Божественным Сыном в течение всего времени, когда Он подвергался суду, истязаниям, когда страдал на кресте и умер.
Мы знаем из памятников литературного, художественного творчества, что когда Господь Иисус Христос был на суде у Пилата, Пресвятая Богородица находилась рядом. Она не могла знать, что происходило внутри претории, но Она, как повествуют эти сказания, спрашивала у всех входивших и выходивших, что там происходит и о чем там идет речь.
Потом, когда Господь Иисус Христос шел на Голгофу, Она шла рядом с Ним. Когда Он был распят, Она стояла при Его кресте, никуда не отходя. Когда Он умер на кресте, Она участвовала в снятии Его Тела с креста. Когда Его Тело было снято с креста, она положила Его к Себе на колени и горько оплакивала Его.
Но потом надо было озаботиться погребением. Мы знаем из Евангелий, что Господь был погребен в гробнице богатого человека – Иосифа из Аримафеи. Но этого человека надо было еще разыскать – это был тайный ученик Спасителя. Как повествуют нам священные сказания, Пресвятая Богородица озаботилась тем, чтобы разыскать этого человека, уговорила его похоронить Спасителя в гробнице, которую Иосиф высек для своих родственников. Матерь Божия присутствовала при погребении Спасителя. И Она никуда не отходила от гроба после того, как Господь был погребен. И хотя об этом ничего не говорится в Евангелии, но Священное Предание свидетельствует о том, что Она первая увидела Господа Иисуса Христа воскресшим.
Мы, прославляя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, прославляя Его искупительный подвиг за род человеческий, не можем не вспоминать и Ту, Которая была рядом с Ним, когда Он был пригвожден ко кресту. Мы не можем не вспоминать Ту, Которая дала Ему человеческую жизнь. По неизреченному благоволению Божию, без участия мужа и без разрушения Ее девства, от Духа Святого был зачат от Нее Божественный Спаситель.
Мы не можем не вспоминать сегодня, стоя у гроба Христа, Ту, Которая вскормила Его молоком, воспитала, дала Ему первые уроки духовности и нравственности; вместе со Своим женихом Иосифом, который так и не стал Ее полноценным мужем, потому что не нарушено было Ее девство, Она читала Ему Священное Писание и обучала Его основам грамоты.
Она и потом находилась рядом с Ним: и на браке в Кане Галилейской, как мы слышим из Евангелия от Иоанна, и в других случаях, когда Она подходила вместе с Его братьями – сродниками Его по плоти, потому что родных братьев у Него не было.
При кресте Иисуса и при Его погребении Матерь Божия находилась рядом с Ним. Потому мы и не отделяем Ее от Него. Когда нам говорят некоторые протестанты, что не нужно почитать Пресвятую Богородицу, ибо следует почитать только Бога – Иисуса Христа как Бога Воплотившегося, мы отвечаем, что не можем почитать Его и не почитать Ее, Его Матерь, ведь, не почитая Ее, мы тем самым отказываем и Ему в поклонении.
Но мы не признаём также и богословов из другой западной традиции, которые говорят, что Матерь Божия была соискупительницей человеческого рода. Единый Искупитель всего человеческого рода – Господь наш Иисус Христос. Его подвиг жизни и смерти стал искупительным, потому что Он – Богочеловек. И никакого другого соискупителя или соискупительницы нет. Но есть Та, Которая была рядом, Которая не отходила ни на минуту от Его креста. И Она и сейчас пребывает рядом с Ним и рядом с нами.
Будем поклоняться Живоносному Гробу Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Будем поклоняться Воплотившемуся Богу, Который принес Себя в жертву за спасение мира. Но вместе с Ним будем прославлять и почитать Его Пречистую Матерь, благодаря Которой Он пришел в мир как человек. И сегодня Матерь Божия вместе с нами прославляет Его, Распятого и Воскресшего, ради нашего спасения. Аминь.
30 апреля 2021 года
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии