МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН СОВЕРШИЛ УТРЕНЮ ВЕЛИКОЙ ПЯТНИЦЫ С ЧТЕНИЕМ ДВЕНАДЦАТИ СТРАСТНЫХ ЕВАНГЕЛИЙ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы слышали сегодня двенадцать евангельских отрывков, посвященных страданиям и смерти на Кресте Господа нашего Иисуса Христа. Это повествование дошло до нас благодаря четырем евангелистам – Матфею, Марку, Луке и Иоанну.

Каждый раз, когда накануне Великого пятка мы слышим эти евангельские чтения, мысленно и духовно мы становимся свидетелями всех событий последних часов земной жизни Иисуса Христа: мы видим как Господа предают на суд, как приходят лжесвидетели и пытаются найти обвинения против Него; как первосвященники и старейшины иудейские делают все для того, чтобы Он был осужден на смерть. Более того, видя, что Пилат намерен отпустить Иисуса, обвинители Христа прибегают к самому крайнему средству: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю» (Ин. 19,12), – говорят они, шантажируя римского прокуратора, ибо в этих словах слышится обвинение Пилату в измене императору.

Мы видим, как Господь сначала предстоит на суде у первосвященников, а затем на суде у Пилата. Он молчит, лишь иногда отвечает на вопросы. Мы видим, как смиренно и безропотно Он принимает Свою смерть, как молится за распинающих Его. С Ним распинают двух злодеев, и раскаявшемуся разбойнику Христос обещает райские обители. Мы видим, как Своей Матери Спаситель вручает Своего возлюбленного ученика, а тому – Свою Пречистую Матерь. Мы слышим последние слова, которые Господь произносит на Кресте, обращенные к Его Небесному Отцу: «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой» (Лк. 23,46); слышим повествование о том, как тьма покрыла землю на целых три часа, как землетрясение совершилось и «гробы отверзлись, и многие тела усопших святых, восставши и выйдя из гробов, после Воскресения Его, вошли во Святой град, и явились многим!» (Мф. 27,52-53).

С глубоким благоговением предстоя Кресту, мы спрашиваем себя: почему это произошло? Могло ли все сложиться иначе? И понимаем, что нет, не могло, ибо Господь наш Иисус Христос – Пречистый, Бессмертный и Вечный Бог – пришел на нашу грешную землю, где люди оккупировали собой и своими страстями все институции, в том числе те, которые должны вершить правосудие. И мы видим, что суд, который был совершен над Спасителем, был со множеством процессуальных нарушений: были прокуроры, но не было адвоката; не было настоящих свидетелей, а только лжесвидетели, которые были подысканы судьями. Весь этот судебный процесс был лишь пародией, напоминающей процедуру суда, но не имеющей законной силы. И если бы состоялся справедливый суд, тогда, конечно, первосвященники и старейшины не достигли бы своей цели. Поэтому им необходимо было инсценировать это судилище, чтобы осудить на смерть Господа Славы. Господь и был осужден именно потому, что пришел на землю, где царствует грех – он руководит многими человеческими поступками, закрывая людям глаза на правду, добро и на Самого Бога.

Но неужели Спаситель мира, будучи Всемогущим Богом, не мог избежать этой смерти? Ведь мы знаем, что в какой-то момент Он хотел ее избежать, ибо думал: не возможен ли какой-то иной путь, чтобы спасти людей? И Он молился Своему Отцу: « Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26,39). Почему Господь не услышал эту молитву? Почему эта чаша не могла миновать Возлюбленного Сына Божия, Который абсолютно ни в чем не повинный, ибо Он не был причастен к человеческому греху, ни разу не согрешив ни делом, ни словом, ни помышлением?! Ответ прост: потому что Его смерть должна была стать искуплением за многих. И Он с самого начала знал об этом, Он знал, что Его ожидает, ибо неоднократно предсказывал Своим ученикам, что будет предан в руки человеческие, что Его оплюют, распнут и что Он в третий день воскреснет.

Почему же тогда Он молился Своему Отцу, чтобы чаша сия миновала Его, если это возможно? Потому что Он был не просто Богом Воплотившимся, но и реальным, земным Человеком. И как всякий человек, Он страшился смерти, боялся страданий, но при этом вверял Себя воле Божией. Он был, как говорит апостол Павел, послушен Своему Отцу даже до смерти и смерти крестной (Фил. 2,7-8). Но это полное послушание и всецелая преданность воле Божией не делала Его человеком менее, чем мы с вами. Он был одним из нас. Он принял человеческую плоть от нашего человеческого рода, от Пречистой Девы Марии. И Свою плоть Христос преподал нам в Таинстве Евхаристии, о чем мы слышали сегодня утром в евангельском чтении Великого четверга. Он преподал нам эту плоть потому, что она была предназначена к распятию на Кресте. И Он воскрес вместе с этой человеческой плотью, которая была истязаема и мучима, бичуема, оплеваема и пригвождена ко Кресту. В этой плоти Он явился ученикам и в ней Он потом вознесся на небо и соединил наше человеческое естество с Богом.

Чаша страданий и смерти не могла миновать Господа по той причине, что Бог Отец возлюбил нас с вами настолько, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы Он понес то наказание, которое по справедливости должны были понести люди за свои грехи.

Мы видим, что борьба зла против добра продолжается и в наши дни. И сейчас есть люди, которые, подобно фарисеям, извращают Божественные заповеди, распространяя свои ложные учения. В современном мире много несправедливости. Те же приговоры далеко не всегда выносятся справедливо, зачастую осуждаются невинные люди, потому что кому-то другому, по разным причинам, – чтобы отнять имущество, отомстить или подставить, – захотелось осудить человека. И невинно осужденные долгие годы томятся в местах лишения свободы. Подобные случаи происходят по всему миру, ибо человечество не создало механизма, позволяющего избавить от несправедливых приговоров и преступлений. Существуют законы, но всегда найдутся и их нарушители. Есть наказания за преступления, но непременно будут и люди, идущие на преступления, не взирая на закон.

То, что произошло в Иерусалиме и о чем мы сегодня слышали, стало величайшим преступлением против правды Божией. Но это преступление человека обернулось величайшей победой Бога над человеческим грехом. Конечно, Всемогущий Бог мог и иным образом победить грех и по-другому распорядиться нашей судьбой. Но Он настолько нас возлюбил, что поступил именно так и никак иначе: Он отдал Своего Сына, чтобы мы могли жить с Богом, вкушать Его Пречистую Плоть в Таинстве Святой Евхаристии; чтобы Его смерть стала искуплением наших грехов и открыла нам врата жизни вечной.

Мы предстоим Кресту Христову и ужасаемся той человеческой несправедливости и лжи, которая окружала этот Крест, окружала Господа и Спасителя в последние часы и минуты Его жизни. Но в то же время мы, взирая на этот Крест, видим величие Божие и неизреченное милосердие к роду человеческому и к каждому из нас. И мы видим подлинное духовное величие того Человека, Который был Воплотившимся Богом, но по послушанию Своему Отцу принял человеческую плоть, пришел в этот мир, жил среди нас, учил, и так нас возлюбил, что отдал Себя за наше спасение.

Будем поклоняться Кресту Христову и просить Господа, чтобы Он помогал нам всегда осознавать милость Божию, явленную нам; чтобы Крест Христов всегда был в нашем сердце, чтобы Евангелие, которое Господь оставил нам как Свое завещание, всегда было в нашем уме, и сила благодати Божией всегда хранила нас от всякой несправедливости, от всякого зла и от всякого греха, помогала нам всегда быть на стороне добра и идти вслед за Христом —  нашим Путеводителем, ведущим нас в Царство Небесное. Аминь.

2016 г.

https://mospat.ru/ru/2016/04/29/news130790/