Митрополит Иларион совершил Литургию на Подворье Сербской Православной Церкви в Москве
Сегодня Церковь вспоминает святых апостолов Петра и Павла. Они именуются первоверховными, и мы часто видим их изображения одесную и ошую Господа нашего Иисуса Христа.
У них была очень разная судьба. О святом апостоле Петре мы много слышим в Евангелиях. В каждом из четырех Евангелий Петр не только упоминается – в них рассказываются эпизоды из жизни этого апостола, говорится о том, как он реагировал на слова и деяния своего Учителя, Господа Иисуса Христа. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, что когда Господь спросил: «За кого принимают Меня люди?», ученики начали говорить: «За Илию», «За Иеремию», «За одного из пророков». Когда же Господь прямо поставил им вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?», то только один Петр ответил. Потому ли, что он один на тот момент уверовал, или потому, что отвечал от лица всей общины, Петр сказал: «Ты – Христос, Сын Бога живого».
И Господь ответил ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионы, потому что не люди открыли тебе это, но Отец Мой Небесный. Вот, Я говорю тебе: ты Петр, и на этом камне Я воздвигну Церковь Мою, и силы ада не одолеют се. Я дам тебе ключи от Царства Небесного; и то, что ты свяжешь на земле, будет связано на небесах, а то, что ты развяжешь на земле, будет развязано на небесах» (Мф. 16. 17-19).
Святой апостол Петр уже при жизни Господа Иисуса Христа, как мы видим, фактически стоял во главе общины из двенадцати учеников. Он был старшим из этой группы, а после того, как Господь Иисус Христос воскрес и вознесся на небеса, именно Петру было суждено в течение некоторого времени этой общиной руководить.
Именно Петр, как мы читаем в книге Деяний апостольских, был тем, кто инициировал избрание двенадцатого апостола на место отпавшего Иуды-предателя. И под его председательством это избрание произошло.
Но удивительно: мы читаем в Книге деяний об этом избрании, знаем, кого избрали, – человека по имени Матфий, но этот человек больше ни разу в этой книге не появляется; его избрали, и он как будто бы исчез. А появляется в Книге деяний через несколько глав совсем другой человек, который не был членом апостольской общины, не являлся одним из двенадцати учеников Христа, более того, был гонителем Церкви. Еще молодой человек, он был, по-видимому, лет на десять-пятнадцать моложе других апостолов и отличался от них по воспитанию и культуре, потому что они были в большинстве своем неграмотными галилейскими рыбаками, а это был человек образованный, знаток Закона Моисеева, учившийся при ногах выдающегося раввина Гамалиила.
И именно этого человека Господь призвал к апостольству чудесным образом. Тот вооружился письмами против христиан Дамаска, чтобы против них организовать такое же гонение, какое ранее организовал против иерусалимской христианской общины, и вот когда он уже приближался к Дамаску (известно место, которое связано с этим удивительным событием), Господь явился ему и спросил: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Савл, потрясенный и ослепший, спросил: «Господи, кто Ты?» И Господь сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9. 5-6).
Это явление было таким потрясением для Савла, что он полностью переродился. Он на некоторое время потерял зрение физическое, но у него открылось зрение духовное. А потом Господь прислал к нему одного из учеников для того, чтобы тот совершил над ним крещение и наставил его в основах христианской веры. И тут же, как сам апостол Павел говорит, не советуясь с плотью и кровью (Гал. 1.16), он пошел и начал проповедовать Христа распятого и воскресшего.
Эта проповедь встречала недоверие в апостольской общине – никто не мог поверить, что человек, который еще вчера был гонителем христианства, вдруг стал апостолом. И когда Павел пришел в Иерусалим и пытался примкнуть к апостольской общине, его не хотели принимать, потому что не доверяли, думали, что это человек, вкравшийся для того, чтобы изнутри разрушить создающуюся Церковь. Павел, тем не менее, продолжал свои апостольские труды. Он встретился с апостолом Петром, они провели вместе пятнадцать дней. Не знаем, о чем они говорили, но можно себе представить, что апостол Петр рассказывал о Христе, а Павел как будто впитывал все эти рассказы. Но впитывал не просто для того, чтобы потом пересказывать их другим людям. Он никогда не пересказывал то, что слышал от апостолов, но всегда говорил то, что принял от самого Господа, и мы это узнаем из посланий апостола Павла. Но когда Павел слышал эти рассказы, он понимал, что Иисус Христос, явившийся ему на пути в Дамаск, – не простой человек, это Бог, ставший человеком.
Именно апостолу Павлу первому принадлежит заслуга осознания удивительного и сверхъественного факта, что Иисус Христос – не один из пророков, не Иеремия, не Илия, а воплотившийся Сын Божий. Ему принадлежит заслуга создания христианского богословия и осмысления в богословских терминах и богословских категориях той истории, которую записали евангелисты.
Павел еще до того, как был написаны Евангелия, начал рассылать свои послания – к Римлянам, Коринфянам, Фессалоникийцам, Галатам, Ефесянам, к Тимофею, к Титу, послание к Евреям. В этих посланиях Павел не просто увещевал христиан различных городов – он создавал богословскую систему, выражая ее в терминах, которые потом будут использоваться Церковью и раз и навсегда войдут в ее богословский словарь. И мы сегодня, сами того не сознавая, говорим об Иисусе Христе тем языком, который создал апостол Павел. Читая молитвы Литургии, особенно Литургии Василия Великого, мы видим, что все они сотканы из слов и выражений, заимствованных из посланий апостола Павла.
Удивительным образом при жизни апостолы Петр и Павел не были близкими людьми. Мы нигде не читаем о том, чтобы они вместе путешествовали, вместе проповедовали. Петр и Иоанн вместе проповедовали какое-то время, они даже чудеса вместе совершали. А Петр и Павел один раз пересеклись на пятнадцать дней в Иерусалиме, потом пересеклись в Антиохии, где между ними случился конфликт, который описан на страницах книги Деяний. А затем, по-видимому, их пути разошлись и, может быть, никогда более не сходились. Петр проповедовал в одних землях, Павел – в других.
Мы мало знаем о том, куда ходил и где проповедовал Петр, а о том, куда ходил и где проповедовал Павел, известно очень хорошо. Откройте любое издание Нового Завета, вышедшее в Издательстве Московской Патриархии, и вы обязательно увидите в конце книги карту миссионерских путешествий апостола Павла. Посмотрите на эту карту, проследите маршруты путешествий – и сегодня эти места известны, люди по ним путешествуют, но если ныне мы преодолеваем такие расстояния на самолетах за два-три часа, то апостол Павел ходил по пыльным дорогам пешком, и не в спортивной обуви, а в легких сандалиях. Он преодолевал десятки, сотни и тысячи километров, чтобы проповедовать Христа распятого и воскресшего.
Каким образом Церковь отметила его подвиг? Она ввела его не просто в число двенадцати апостолов, а поставила его рядом со Христом, на место аналогичное тому, которое занимает апостол Петр. Церковь назвала Павла одним из двух первоверховных апостолов. Когда мы смотрим на икону Пятидесятницы, мы видим, что на ней изображены двенадцать апостолов, и один из них – Павел, хотя, конечно, физически он не присутствовал при этом событии, потому что тогда еще был гонителем Церкви Христовой. И когда мы видим в древних храмах композицию причащения апостолов, которая обычно изображается в алтаре, то можем заметить, что с одной стороны подходит к Господу Петр, а затем еще пятеро апостолов, а с другой стороны – Павел и еще пятеро апостолов. Нет в этом апостольском соборе ни Иуды, который присутствовал на Тайной вечере, ни Матфия, которого избрали вместо Иуды, но есть Павел, который вошел в апостольскую общину по промыслу Божию и, как мы сегодня слышали в апостольском чтении, сам говорил, что больше других апостолов потрудился в благовестии Христовом.
12 июля 2019 года
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии