МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ НА МОСКОВСКОМ ПОДВОРЬЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ И СЛОВАКИИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

ΓέννησηXristou2

Ваше Преосвященство,
Ваше Высокопреподобие,
дорогие отцы, дорогие братья и сестры!

Прежде всего, хотел бы всем вам передать благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По его благословению я сегодня совершаю здесь эту Божественную литургию. Рад, что мы могли в братском общении совместно предстоять у престола Божия, вместе совершить Бескровную жертву, вместе причаститься от единого Хлеба и от единой Чаши, напитаться Самим Богом, Который предлагает нам Самого Себя в Своих Пречистых Теле и Крови под видом хлеба и вина. Рад, что мы вместе можем отпраздновать праздник Рождества Христова.

Сердечно приветствую Вас, дорогой владыка Антоний, как представителя братской Сербской Православной Церкви, желаю помощи Божией в Вашем служении и прошу передать наши рождественские приветствия и благопожелания Святейшему Патриарху Сербскому Иринею.

Хотел бы приветствовать Вас, Ваше Высокопреподобие архимандрит Серафим, как настоятеля этого святого храма и представителя Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а также поздравить Вас и всех прихожан с праздником Рождества Христова.

Этот праздник всегда приходит к нам для того, чтобы обновить наше чувство близости к Богу и напомнить нам о том, как Господь Своей милостью призрел на род человеческий и восхотел воплотится, стать беспомощным младенцем, а затем прожить человеческую жизнь, пострадать и умереть за род человеческий, как Он захотел через все это спасти всех нас и каждого из нас, открыть нам путь к вечной жизни.

Рождество мы празднуем в течение всего периода, который начался вчера и будет продолжаться в течение святок, вплоть до навечерия Богоявления. На второй день Рождества Христова мы совершаем Собор (то есть священное, евхаристическое собрание) в честь Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии. Церковь установила этот праздник, чтобы напомнить о том, без чего не могло бы состояться Боговоплощение.

Мы знаем, что есть воля Божия, которая действует в мире. Но ведаем также, что есть воля человеческая, которая иногда содействует воле Божией, а иногда противодействует ей. Читая ветхозаветную историю, мы видим, что в некоторых случаях воля человеческая содействовала Богу, и тогда Он совершал на этой земле дела, которые хотел совершить. Но в некоторых случаях воля человеческая противодействовала, и тогда Бог как бы отступал, потому что Он долготерпелив и ждет, пока человек благорасположится к Нему.

Вся история Ветхого Завета была, с одной стороны, историей послушания некоторых людей воле Божией, как, например, Авраама, Моисея, ветхозаветных пророков, а с другой стороны – историей борьбы человека с Богом и против Бога. Когда пришла «полнота времени» (см. Гал. 4. 4), как говорит апостол Павел, когда Господь возжелал, чтобы в этот мир пришел Его Сын, нужно было для этого человеческое содействие. И оно было обретено в лице Пресвятой Богородицы – Той, Которая была воспитана при храме, впитала сердцем Своим словеса Божественного Писания. Ее Дух Святой предуготовал для того, чтобы Она стала Матерью Божией, чтобы через Нее родился и пришел в мир Господь наш Иисус Христос. И поэтому вполне естественно, что вчера мы возблагодарили Господа за неизреченный дар Его присутствия среди нас, а сегодня за это же мы благодарим вместе с Господом и Пресвятую Богородицу.

Как мы слышали в одном из рождественских песнопений, многие старались принести дары Господу: волхвы принесли золото, ладан и смирну, небо принесло звезду, пастухи принесли свое поклонение, но весь род человеческий в дар Богу принес Пресвятую Деву. И именно благодаря этому содействию людей стало возможным Боговоплощение.

Мы сегодня слышали в евангельском чтении о том, как с самого начала Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос подвергался воздействию злой человеческой воли: задолго до того, как Христос будет предан еврейским народом и приговорен к смертной казни, иудейский царь Ирод замышляет убить Его, еще когда Он был младенцем, потому что увидел в рождении Господа угрозу своему земному царству. И мы слышим в Евангелии от Матфея, что ангел Господень во сне является Иосифу. Как некогда во сне ему явился ангел и сказал принять Марию и не сомневаться, потому что родившееся в Ней есть от Духа Святого (см. Мф. 1. 20), так и теперь Господь через ангела говорит Иосифу: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и бегите в Египет, потому что жизни Младенца угрожает злая воля царя Ирода» (см. Мф. 2. 13). А после того, как Ирод умер, Иосиф, опять же во сне, получает откровение, что он может вернуться в свою землю. Но когда он приходит в землю Израилеву, то узнает, что Архелай, сын Ирода, царствует в Иудее. И снова во сне Иосиф получает откровение идти в Галилею и поселиться там. Вот какую историю рассказывает нам евангелист Матфей. Это единственный из евангелистов, который повествует о том, что происходит с человеком во сне, как Господь является ему таинственным образом.

У евангелиста Луки все явления ангела Божия происходят наяву, а у евангелиста Матфея ангел четыре раза является Иосифу во сне. Если вспомним, что еще и волхвы во сне получили откровение не возвращаться к Ироду, а потом, когда Господь был судим Пилатом, жена того во сне получила некое откровение, которым поделилась со своим мужем, то мы увидим, что евангелист Матфей особое внимание уделяет откровениям, которые происходят таинственным образом во сне. Ни в одном другом Евангелии ничего подобного мы не узнаем.

В Рождественские дни мы вспоминаем откровения Божии, которые были людям во сне или наяву. Мы вспоминаем явление ангелов, которые возвестили о рождении Младенца, и благодарим Самого Господа за то, что Он призрел на род человеческий и удостоил милости Своего присутствия среди нас.

Мы благодарим Пресвятую Богородицу, Которая этому содействовала. Когда ангел явился к Ней, Она сказала: «Да будет Мне по глаголу твоему» (см. Лк. 1. 38). А без этого содействия не произошло бы того, что Бог восхотел.

Мы благодарим ангелов Божиих, которые были вестниками Божественной воли, вспоминаем  ветхозаветных праведников, в том числе сродников Господних по плоти, которые своей верой, своей любовью, своим ожиданием пришествия в мир Мессии Христа также способствовали тому, что все это произошло.

Радуюсь тому, что сегодня мы торжествуем и празднуем Рождество Христово в этом святом храме – Представительстве Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Вы, отец Серафим, напомнили о сложной ситуации, которую сегодня переживает ваша Церковь, но верим, что эти трудности, которые возникли, как мы думаем, на человеческом уровне – может быть, из-за недопонимания, из-за человеческих амбиций, – как можно скорее минуют и что единство Православной Церкви Чешских земель и Словакии будет восстановлено.

К сожалению, мы имеем перед глазами недобрые примеры того, как иной раз люди, движимые своими страстями и амбициями, покушаются на самое священное, что должно быть незыблемым, – на единство Церкви. Так произошло более двадцати лет назад на Украине, когда один из иерархов, воспользовавшись трудной политической ситуацией и поддержкой тогдашней государственной власти, учинил раскол, увел часть людей из Церкви. И ныне этот раскол остается болезненной раной на теле нашей Церкви. Верим и надеемся, что такого не будет происходить в других Поместных Церквах. Также мы горячо молимся за каждой Божественной литургией за Украину. Мы молимся о том, чтобы на украинской земле восстановился мир и чтобы в Украинской Церкви, являющейся неотъемлемой частью единой Русской Православной Церкви, было восстановлено единство.

Мы молились сегодня сугубо за Православную Церковь Чешских земель и Словакии, чтобы ее единство было восстановлено, чтобы в Церкви восторжествовали мир и гармония – по слову ангелов, что мы слышали в эти рождественские дни: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (см. Лк. 2, 14). Пусть этот мир пребывает всегда на земле, пусть никакая злая человеческая воля его не поколеблет, и пусть благоволение, без которого людям на этой земле невозможно жить в мире и невозможно достичь Царствия Небесного, всегда пребывает между людьми. Аминь.

08.01.2016

https://mospat.ru/ru/2016/01/08/news126608/