Митрополит Иларион совершил богослужение на московском подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Митрополит Иларион совершил богослужение на московском подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии

20-летие подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии – значимый юбилей, который свидетельствует о прочных связях между Православной Церковью Чешских земель и Словакии и Русской Православной Церковью.

Обе наши Церкви восходят своим бытием, своим литургическим строем к подвигу святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые были просветителями славянских земель и перевели на славянский язык книги Священного Писания, а также богослужебные книги.

Но есть и нечто большее, что скрепляет нас в единое целое – это Сам Господь Иисус Христос, Основатель нашей Церкви.

Иисус Христос, беседуя с апостолом Петром, сказал ему: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 18). В течение веков были разные толкования этих слов Спасителя. Некоторые говорили, что Церковь основана на камне, который есть апостол Петр, а это значит, что апостол Петр или его преемники являются основанием Церкви. Но апостол Петр в своем послании сказал о том, что это неправильное толкование и что краеугольным камнем Церкви является Сам Господь Иисус Христос. И ни один человек не может подменить собою этот краеугольный камень, это Божественное основание Церкви.

Церковь основана на Самом Господе Иисусе Христе – Он ее краеугольный камень и Он является ее Главой. И всякий, кто посягает на главенство в Церкви, рискует отпасть от единства Церкви Христовой.

Единство святых Православных Церквей зиждется на единстве веры, на единстве догматического и канонического предания. Единство веры означает то, что мы веруем во Единого Бога Отца Вседержителя; мы веруем в Его Единородного Сына как нашего Бога и Спасителя; мы веруем в Святого Духа как Бога и Утешителя, Который исходит от Отца; мы веруем в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь; исповедуем крещение и другие Таинства Церкви; веруем в воскресение мертвых и жизнь будущего века.

Все эти основания нашей веры перечисляются в Символе веры. И за Божественной литургией, перед тем, как предстоятель будет возносить молитвы о ниспослании Святого Духа на хлеб и вино, чтобы они сделались Телом и Кровью Христа, мы все вместе исполняем Символ веры, чтобы напомнить себе и друг другу о Божественных основаниях нашей Церкви, о Божественных догматах, на которых наша Церковь построена.

Но помимо догматов, то есть богословских истин, которые не подвергаются сомнению или критике, у Церкви есть еще и Божественные каноны –нравственные и дисциплинарные правила, которые тоже никому не позволено нарушать. Наши Церкви скрепляет догматическое и каноническое предание, которое основывается на Самом Господе Иисусе Христе, на учении Его святых апостолов и на всей двухтысячелетней традиции, то есть на всем двухтысячелетнем священном предании нашей святой Церкви. И никому не позволено колебать священные основания – догматические или канонические. А если кто-то эти основания попытается поколебать, то не Церковь поколеблется, а этот человек отпадет от Церкви, может быть, временно, а, может быть, если не принесет покаяния, то и в вечности судьба его будет предрешена этим отпадением.

Сегодня мы являемся свидетелями, как некоторые архиереи, некоторые главы Церквей под внешним давлением, под влиянием обстоятельств, политической конъюнктуры принимают решения, которые не совместимы с догматическим и каноническим преданием Церкви. И всякий раз, когда мы слышим, что тот или иной предстоятель или иерарх принял такие решения, мы спрашиваем себя: а кто же следующий, как долго это будет продолжаться?

Мы должны спокойно и твердо воспринимать все, что происходит, ибо, как говорил Екклесиаст, нет ничего нового под солнцем (Еккл. 1.9). Все, что в Церкви происходит сегодня, происходило и в веках, бывших прежде нас. Мы знаем из истории Церкви о том, что были и предстоятели Церкви, и могущественные иерархи, которые отпадали от догматического или от канонического предания Церкви, либо и от того и от другого. Церковь вычеркнула имена этих людей из своей истории, как нам иногда приходится вычеркивать имена некоторых лиц из наших диптихов.

Но история Церкви продолжается и будет продолжаться. Единство Церкви сохраняется и будет сохраняться. И всякий раз, когда мы собираемся перед престолом Божиим, когда возносим молитву нашему Господу, исповедуем веру в Отца, Сына и Святого Духа, в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, это единство мы не просто декларируем, а ощущаем. И скрепляется оно единством святой Евхаристии, когда мы причащаемся Божественного Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа.

10 ноября 2019 года

https://mospat.ru/ru/2019/11/10/news179874/