МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ – ЭТО СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА, ОБРАЩЕННОЕ К БОГУ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Митрополит Иларион: Религиозная жизнь – это сердце человека, обращенное к Богу

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Луки мы слышали о том, как Господь Иисус Христос, придя в день субботний в синагогу, исцелил женщину, которая на протяжении многих лет была сгорбленной и не могла разогнуться. Это одна из тех многих историй, которую мы находим в Евангелиях, и которые связаны с тем, что Господь Иисус Христос с точки зрения фарисеев и книжников, наблюдавших с пристрастием за Его деятельностью, нарушал субботу.

Заповедь Божию о том, что один день в неделю должен быть посвящен Богу, фарисеи превратили в целую серию предписаний, касающихся того, что можно и чего нельзя делать в субботу. В субботу люди могли приходить в синагогу, участвовать в общественной молитве, слушать поучения наставников. Но в субботу было многое запрещено. Даже расстояние, которое человек мог пройти в субботу, было строго определено толкователями закона. И всякий раз, когда наступала суббота, более всего они заботились о том, чтобы не были нарушены эти правила, тогда как Господь установил эту заповедь для того, чтобы люди хотя бы один день в неделю посвящали Богу и добрым делам.

Господь Иисус Христос совершал чудеса и исцеления, совершал добрые дела в течение всех дней недели. И суббота в этом смысле не была исключением. Но именно по субботам люди приходили в синагоги. И Сам Господь Иисус Христос как Сын Своего народа, соблюдал этот обычай: каждую субботу Он приходил в синагогу, чтобы помолиться вместе с верующими, чтобы услышать или прочитать Священное Писание, а также встретить людей, которые нуждались в исцелении.

Именно суббота предоставляла наибольшие возможности для того, чтобы совершать исцеления и чудеса, ведь в этот день множество людей собиралось в синагогах. И когда Господь одним Своим движением и прикосновением, и одним Своим словом исцелил согбенную женщину, страдавшую недугом на протяжении длительного времени, законники и фарисеи не увидели в этом ничего доброго и обвинили Христа в нарушении заповеди субботнего покоя. И как повествует евангелист Лука, начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: почему вы именно по субботам приходите исцеляться? Есть еще шесть дней, у вас достаточно времени, чтобы получить исцеление в эти дни, зачем вы портите нам субботу своими нуждами, своими бедами, да еще и заставляете этого непонятного человека, обладающего целительным даром, нарушать заповедь Божию.

Но люди в обычные дни недели занимались повседневными делами: ходили на работу, воспитывали детей. Те, кто не мог никуда выйти, как, например, эта согбенная женщина, просто сидели дома, и ждали субботнего дня, чтобы можно было выйти в свет, встретиться со знакомыми, а самое главное – пообщаться с Богом в доме молитвы, каковым являлась синагога в каждом городе и селении.

И, конечно, когда люди видели Спасителя мира – Иисуса Христа, когда понимали, что от Него можно услышать поучение и получить исцеление, они не думали о том, в субботу это происходит или в какой-либо другой день. Потому что шанс, который каждому из них предоставлял Господь, бывает только раз в жизни. И почему же они должны ждать другие дни, когда сейчас рядом Спаситель, когда спасение и исцеление возможно в сию минуту.

Но для фарисеев и книжников все должно было происходить по расписанию. И даже для чудес, как считали они, должно быть специально установленное время. А суббота – это день покоя, и ничто не должно этот покой нарушать.

Господь Иисус Христос принес на землю совершенно иное представление о религии, о взаимоотношениях между человеком и Богом, в отличие от того учения, что насаждали в умах и сердцах людей фарисеи и книжники. Ибо они учили тому, что все люди должники перед Богом, и что Бог «подсчитывает» долги каждого человека, следит за каждым его действием, и что взаимоотношения между человеком и Богом должны быть построены по принципу торга, по которому и сами фарисеи выстраивали свои отношения с людьми и с Богом. Неслучайно Господь, придя в храм Иерусалимский, разогнал меновщиков, продавцов жертвенных животных и голубей, ибо отношения с Богом не могут выстраиваться по принципу торга. Бог ждет от людей совершенно иного отношения к Себе, и друг к другу.

Именно о таком отношении к Богу и к ближним говорил Господь Иисус Христос. Он учил людей, что Бог – это их Небесный Отец, и что к Богу надо обращаться не просто как к Всевышнему, к Тому, Кто далеко на небесах, но так, как дети обращаются к своему отцу. Он употреблял арамейское слово «авва», которое, согласно некоторым толкованиям, имеет ласковый оттенок – не просто «отец», а так, как дети называют своих отцов. Он говорил, что Бог равно милостив и к праведникам, и к грешникам – так же, как Свой дождь Он изливает и на праведных, и на неправедных. Он учил людей, что добро можно и нужно творить в любое время, и никакой день недели, никакой день календаря не является для этого препятствием.

Но самое главное, о чем говорил Христос – это то, что Бог любит каждого человека, и Он не высчитывает, не просчитывает пути каждого человека. Он не считает, какую заповедь этот человек сегодня нарушил, какое правило он сегодня преступил, ибо Господь взыскует сердце человеческое. Если человек любит Бога и свою жизнь выстраивает по Его заповедям, творит добрые дела, то Господь открывает ему прямой путь в Царствие Небесное. И путеводителем на этом пути является Сам Спаситель — Иисус Христос.

Всякий раз, когда мы открываем Евангелие и читаем о том, как Господь Иисус Христос совершал чудеса и исцеления в субботу, мы понимаем, что все это относятся и к каждому из нас. Потому что во-первых, евангельские истории напоминают нам о том, что подлинным целителем от всякой болезни – и физической, и душевной, и духовной – является Сам Господь. Во-вторых, они напоминают нам, что религиозная жизнь отнюдь не сводится к соблюдению определенного списка заповедей, постановлений или запретов, что религиозная жизнь гораздо шире и глубже. Религиозная жизнь – это сердце человека, обращенное к Богу. Как говорил один из западных Отцов Церкви, «возлюби Бога и делай, что хочешь». Это не означает, что человеку, любящему Бога, все позволено, но если человек по-настоящему любит Бога, все остальное выстроится вокруг единственной и главной его любви. И не надо будет уже думать, нарушил ли он ту или иную заповедь, ведь сама любовь к Богу, которую он имеет в своем сердце, будет каждый раз подсказывать ему то безошибочное решение, которое он должен принять в каждой конкретной ситуации.

У фарисеев и книжников, о которых рассказывается на страницах Евангелий, было, по-видимому, много добродетелей. Они были очень благочестивыми: давали десятину, соблюдали посты, определенная доля их времени была отведена и молитве, и благотворительности. Все у них было расписано в соответствии со всеми правилами, которые они и их предки сами для себя установили. Но неслучайно Господь сказал фарисеям, что они оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру (Мф. 23.23). Они следовали тысячам внешних предписаний, но не были способны усвоить самый главный урок, который Господь ежедневно преподавал Своим ученикам. Урок этот заключается в том, что самое главное – это внутренняя жизнь человека. Если человек любит Бога, все остальное он, так или иначе, сделает правильно. А если он не любит Бога, то даже если он исполнит тысячи заповедей и не нарушит ни один из запретов, все равно это не приблизит его к Царствию Небесному.

Будем просить Господа Иисуса Христа, чтобы Он открыл нам духовные очи, помогал всегда, читая Евангелие, проецировать то, что там написано, на нашу собственную жизнь, и жить так, как научил нас Господь Иисус Христос. Аминь.

10 декабря 2017 года

https://mospat.ru/ru/2017/12/10/news154433/