Митрополит Иларион: Профанация таинств представителями «ПЦУ» свидетельствует о том, что происходит внутри этой псевдоцерковной структуры

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Митрополит Иларион: Профанация таинств представителями «ПЦУ» свидетельствует о том, что происходит внутри этой псевдоцерковной структуры

30 мая 2020 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Время передачи «Церковь и мир» на канале «Россия 24». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Слава Богу, уровень заболеваемости коронавирусом в нашей стране понемногу стабилизировался. Специалисты говорят, что кривая заражения неминуемо идет вниз, а значит, будут послабления для граждан. Кому-то в этот карантин не хватало прогулок, общения, кому-то – посещений кафе и фитнес-клубов, а кому-то – похода в храм. Чего больше всего не хватало во время самоизоляции Вам?

Митрополит Иларион: Мне, конечно, больше всего не хватало общения с моими прихожанами и моими сотрудниками, потому что священнослужитель – это человек, который постоянно общается, и когда мы сейчас совершаем богослужение в пустых храмах, психологически это для нас очень тяжело. Хотя присутствие тех верующих, которые смотрят нас через камеру прямой трансляции, мы, конечно же, ощущаем. Я очень жду того момента, когда мы сможем снова совершать богослужения вместе с нашими верующими.

Если говорить о самоизоляции вообще, то мне как монаху к этому не привыкать. Мне такой образ жизни привычен, и моя монашеская келья в полной мере удовлетворяет всем моим запросам. В частности, за годы жизни я собрал достаточно большую библиотеку, и в течение этого времени имел возможность прочитать те книги, которые долгие годы стояли на полке, но не хватало возможности к ним обратиться. За моей спиной стоит собрание из 161 тома – это творения отцов Церкви на греческом языке с латинским переводом. Многие из этих томов я если не целиком, то, по крайней мере, частично за период самоизоляции одолел.

Кроме того, я старался почти ежедневно заниматься физическими упражнениями. Мы, священнослужители, вообще мало двигаемся – можно сказать, что мы ведем стоячий и сидячий образ жизни, а в период карантина и самоизоляции движения становится еще меньше. Поэтому я старался регулярно заниматься на турнике, чтобы не терять физическую форму.

Е. Грачева: Сколько раз Вы подтягиваетесь?

Митрополит Иларион: Пока что максимально я могу подтянуться 10 раз, а когда служил в армии (мне было 20 лет), практически ни одного раза не мог подтянуться. Так что с тех пор появился некоторый прогресс.

Е. Грачева: Я Вас поздравляю! Владыка, в социальных сетях очень много постов различного рода, психологических и философских, о том, что вообще этот карантин и ситуация с пандемией дала человечеству, какие в этом можно увидеть плюсы. А плюсов, действительно, немало, начиная от того, что очистилась природа, в каких-то странах дикие акулы, которых давно не видели, прибились к побережью. Люди стали больше читать, проводить время с семьей, детьми. Владыка, если глобально посмотреть на то, что с нами произошло из-за этой пандемии, на что бы Вы обратили внимание и какие приобретенные привычки во время этого карантина Вы бы посоветовали людям сохранить и после выхода из самоизоляции?

Митрополит Иларион: Когда происходит нечто экстраординарное, то мы, верующие люди, говорим: Бог это попускает. Раз Бог попустил людям по всему миру такое тяжелое испытание, как эпидемия, обязательно надо спросить себя: а что Он хочет нам этим сказать? Бог каждому через эти события адресует какие-то послания. Один человек, может быть, слишком много времени уделял работе и слишком мало – семье, и Бог дал ему возможность побыть со своей семьей, исправить сложившуюся ситуацию. Кто-то, может быть, возлагал слишком много надежд на материальное богатство и не заботился о духовной жизни – Бог дал ему возможность позаботиться сейчас о духовной стороне бытия. Какой-то человек, может быть, мало думал о престарелых родственниках, о своих родителях, а Бог показал сейчас нам всем, как для нас важны близкие, какой хрупкой является и их жизнь, и наша собственная, как мы должны ценить один другого и ощущать ответственность друг за друга.

Я очень хотел бы надеяться, что чувство взаимной ответственности, которое у нас сейчас, как мне кажется, очень выросло, останется, что мы его не потеряем: будем более внимательны друг к другу, более заботливы; что в нашей шкале ценностей на первом месте будут стоять ценности духовные и семейные, то есть прежде всего наши близкие, а все остальное будет на втором или третьем месте. Весь мир уже долгие годы и долгие десятилетия живет в постоянной погоне за все новыми и новыми материальными благами. Может быть, Бог сейчас нам всем хочет сказать: остановитесь, сделайте передышку, задумайтесь о вечности. Я бы хотел, чтобы мы все услышали тихий голос Божий, который звучит через грозные события, происходящие вокруг нас.

Е. Грачева: Владыка, к другим новостям. На Украине один «священник» «Православной Церкви Украины» проводил причастие через экран телевизора. Прихожане ставили хлеб и вино у себя дома, священник читал молитвы, таким образом совершалась эта литургия на расстоянии. Это и есть будущее Церкви? Как Вам кажется?

Митрополит Иларион: Я думаю, что говорить об этой «церкви» как о Церкви всерьез не следует, потому что это раскольничье сборище, и хотя Константинопольский Патриарх Варфоломей попытался легитимизировать эту структуру, она от того в Церковь не превратилась. Если так называемые священники этой «церкви» совершают подобного рода обряды, это лишь свидетельствует о том, что происходит внутри самой псевдоцерковной структуры.

Представители старшего поколения, наверное, помнят так называемых «целителей»: Кашпировский и Чумак заряжали воду, а люди должны были ставить эту воду перед экранами своих телевизоров и потом как-то ей пользоваться. Все подобного рода магические практики Церковью отвергаются и осуждаются.

В данном случае всерьез воспринимать это событие, я думаю, невозможно, как невозможно всерьез воспринимать структуру, которая сейчас существует на Украине под именем «Православной Церкви Украины». На Украине со времен Киевской Руси есть одна каноническая Церковь – она носит название Украинской Православной Церкви, ее возглавляет Блаженнейший митрополит Онуфрий. Именно эта Церковь является тем спасительным Ноевым ковчегом, который ведет православных украинских верующих к Царствию Небесному.

Е. Грачева: Владыка, в нашей программе 9 мая мы говорили о том, как важно чтить в этот юбилейный год 75-летия победы в Великой Отечественной войне память тех героев. Вы говорили о том, что будете принимать участие в онлайн-акции Бессмертного полка и призывали прихожан это делать. Но нашлись те, у кого совсем другой взгляд на историю: Следственный комитет арестовал подозреваемых, которые загрузили на сайт акции Бессмертный полк фотографии Гитлера и Гиммлера, теперь им грозит лишение свободы по статье об оправдании нацизма. Владыка, у Вас вообще есть ответ на вопрос: почему эти люди глумятся над Великой Победой, каков мотив? Это просто неудачная шутка, как они теперь заявляют, или сигнал к серьезному беспокойству за молодое поколение?

Митрополит Иларион: Мне трудно поверить в то, что это неудачная шутка, потому что такими вещами не шутят. Посягательство на народные святыни недопустимо ни при каких обстоятельствах. Но я очень надеюсь, что следственные органы разберутся в этом и к каждому из виновных будет найден индивидуальный подход. Если такое делалось по сговору, это одно, если каждый из них совершил это по собственной инициативе – другое. Нужно выяснить, какие были мотивы, и в зависимости от мотивов, наверное, нужно и принять соответствующее решение. Но одно могу сказать и думаю, эту позицию многие из нас разделяют: подобного рода преступления не должны оставаться безнаказанными.

Е. Грачева: Владыка, вот какую новость хотелось бы попросить Вас прокомментировать как представителя Церкви. В МГУ разгорелся скандал: несколько студенток исторического и филологического факультетов обвинили преподавателей в домогательствах. Это открытое письмо наделало много шуму в Интернете и в результате один профессор, завкафедрой на филфаке, даже уволился, признав, что отношения со студентками были, но они были добровольными. Что Вы об этом думаете, допустимы ли отношения студентов, а они уже совершеннолетние, и преподавателей, если это происходит по взаимному согласию?

Митрополит Иларион: Знаете, даже президент одной из европейских стран женат на своей бывшей учительнице – эта сфера очень деликатная, очень личная. Если речь идет о совершеннолетних лицах, то будем надеяться на то, что они отдают отчет в своих действиях. Другое дело, что у преподавателя перед учащимися есть определенные преимущества, а в некоторых случаях и возможности оказать давление. И если подобного рода ситуации возникают вследствие давления или домогательств к молодым студенткам или студентам, то нужно очень серьезно разбираться; здесь могут быть применены и административные меры воздействия со стороны вуза, а в особых случаях, если речь, например, идет не просто о домогательствах, а об изнасиловании, вступает в действие уголовное право.

Е. Грачева: Спасибо, владыка, за то, что озвучили свою позицию.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Скажите, пожалуйста, что такое неканонические Евангелия, о которых так часто говорят «околоверующие» люди?

Митрополит Иларион: Неканонические Евангелия – это корпус раннехристианских произведений, который в научной литературе называется апокрифами. Эти тексты имеют различное качество. Есть такие апокрифические евангелия, которые были отвергнуты Церковью – например, так называемое Евангелие детства, где рассказывается о детских годах Иисуса Христа и о том, как Он совершал различные чудеса. В тексте очень много всяких фантастических подробностей, и Церковь с самого начала распознала в нем фальшивку, поэтому это так называемое евангелие отвергла. Были и другие «евангелия», которые Церковью были отвергнуты.

А были другие апокрифические Евангелия, которые фактически Церковью были приняты, но они не вошли в канон Нового Завета. Например, так называемое Протоевангелие Иакова. В этом памятнике рассказывается о рождении Девы Марии от Иоакима и Анны, о Ее детстве, о том, как Она была введена в Иерусалимский храм. Подробности из этого апокрифического памятника вошли в церковную традицию и легли в основу праздников Рождества Богородицы и Введения Пресвятой Богородицы во храм. Было еще несколько апокрифических сочинений, которые появились гораздо позже, чем ранние апокрифические Евангелия, примерно в V веке, которые повествуют об Успении Пресвятой Богородицы – они легли в основу празднования Успения Пресвятой Богородицы.

Было еще так называемое Евангелие Никодима, где говорилось о том, как Христос после Своей смерти сошел душой во ад. И это Евангелие тоже было акцептировано православной традицией: на его основе совершается богослужение Страстной седмицы, в частности, в Великую субботу. И на каноническом изображении Воскресения Христова, на иконе или фреске, мы видим Христа, Который выходит из адской бездны, держа за руки Адама, Еву и других ветхозаветных праведников. Весь этот материал тоже основан на Евангелии Никодима.

Поэтому апокрифические Евангелия, как я сказал, были разные. Они были написаны в разное время, они разного качества. Некоторые из них Церковью безусловно отвергнуты, а некоторые приняты, но, как я сказал, не включены в канон Нового Завета, потому что Церковь никогда не ставила эти произведения на один уровень с каноническими Евангелиями. Канонические Евангелия – это абсолютно достоверные свидетельства очевидцев о событиях, которые происходили на их глазах, а апокрифические тексты – это литература другого уровня, другого жанра и, я бы выразился осторожно, другой степени достоверности.

Я заметил, что наши телезрители во время пандемии коронавируса стали активнее читать Библию, потому что стало поступать много вопросов, касающихся Библии, Евангелия. Для меня это очень приятно.

Вопрос: Почему Христос считал Иоанна любимым учеником?

Митрополит Иларион: О том, что Иоанн был любимым учеником Христа, неоднократно упоминал в своем Евангелии сам Иоанн. Конечно, мы не можем сказать, что Христос любил Иоанна больше, чем других – мы об этом не знаем. Мы просто знаем из Евангелия от Иоанна, что на Тайной вечере любимый ученик возлежал у груди Иисуса. И именно ему Петр дал знак, чтобы тот спросил у Иисуса, кто предаст Его. Все эти свидетельства содержатся в Евангелии от Иоанна. Сам евангелист свидетельствует об себе как любимом ученике. Но я думаю, что и каждый из прочих апостолов ощущал на себе любовь Господа Иисуса Христа и, наверное, мог бы то же самое написать о себе.

Если в своей духовной жизни мы соприкасаемся со Христом, то на себе ощущаем любовь Господа к каждому из нас, причем Христос любит каждого человека совершенно по-особому. Мы для Него представляем не просто какую-то массу людей – для Христа каждый человек драгоценен, для Него каждый человек интересен. Кто-то из святых отцов говорил, что даже если бы Иисусу Христу необходимо было пострадать и умереть для спасения только одного человека, Он бы и ради одного человека не пощадил Своей жизни.

Вопрос: Кто такой Мелхиседек? Что такое чин Мелхиседека?

Митрополит Иларион: Мелхиседек – это загадочная личность. О ней упоминается в библейской книге Бытия, где рассказывается о том, как патриарх Авраам после победы над четырьмя царями был встречен Мелхиседеком, царем Салимским, который был священником Бога Всевышнего и который принес в дар Аврааму хлеб и вино. Ничего больше об этом Мелхиседеке в Библии не говорится, и совершенно непонятно, каким он был священником, где вообще существовал на тот момент культ Бога Всевышнего. Поэтому с самого начала эта личность воспринималась как загадочная, и уже апостол Павел переосмыслил этот образ Мелхиседека из книги Бытия как прообраз Иисуса Христа. В своем Послании к евреям он очень подробно говорит о том, что священство Иисуса Христа было священством по чину Мелхиседека.

Здесь имеется ввиду вот что: ветхозаветное священство было наследственным, и все священники принадлежали к одному из двенадцати колен Израилевых – колену Левиину. Они приносили жертву в умилостивление Бога за грехи людей. Когда Христос Самого Себя принес в жертву за грехи людей, то, как говорит апостол Павел, жертвоприношения священников левитского поставления стали бессмысленными, ненужными. А Христос не принадлежал к колену Левиину, то есть Он не был профессиональным священником. И вот поэтому апостол Павел в послании к евреям говорит о том, что Христос стал священником по чину Мелхиседека. Царь Салимский Мелхиседек, который принес хлеб и вино в дар Аврааму, стал прообразом того священства Христа, которое реализуется в Церкви – прежде всего, в Таинстве Евхаристии, где под видом хлеба и вина преподается верующим Тело и Кровь Христовы.

Я очень рад, что наших телезрителей интересуют такие вопросы. Я всем советую читать Библию и с удовольствием буду продолжать отвечать на эти вопросы.

Хотел бы закончить эту передачу цитатой из 109 псалма: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109, 1). И дальше через несколько строк псалмопевец говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Эти слова в христианской традиции воспринимаются как пророческие, говорящие об Иисусе Христе.

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь!

Служба коммуникации ОВЦС