Митрополит Иларион: Притчи Господа Иисуса Христа имеют вневременной характер

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Митрополит Иларион: Притчи Господа Иисуса Христа имеют вневременной характер

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим притчу Господа Иисуса Христа о злых виноградарях.

Эта притча в то время, когда Он ее произносил, прежде всего говорила о неверности и неблагодарности израильского народа, который был народом богоизбранным, потому что Бог именно этому народу вверил знание о Самом Себе. Поклонение Единому Богу – то, что отличало этот народ от всех окружающих языческих народов, а закон Моисеев, то есть заповеди, которые через Моисея были даны Самим Богом этому народу, были той духовно-нравственной основой, на которой должна была строиться вся его жизнь. Но со временем фарисеи, книжники, законники, первосвященники и священники Иерусалимского храма превратили весь этот религиозный культ в набор разных правил поведения. Они думали, что, соблюдая эти правила, человек может угодить Богу и достичь спасения.

Когда к этому народу был послан Мессия – Господь Иисус Христос, то именно представители духовной, интеллектуальной и политической элиты этого народа не распознали в Нем Того, Кто был послан от Бога, Кто был предсказан пророками, Кого ожидали на протяжении многих столетий. Они видели Его чудеса, слышали Его поучения и говорили друг другу: нет, это не тот, тот должен быть не из Галилеи, а из Вифлеема, тот должен быть из царского рода, должен себя вести по-другому и говорить по-другому. И вообще они ожидали, что это будет какой-то другой человек, который, прежде всего, восстановит могущество Израильского царства.

На протяжении всего времени Его общественного служения они Ему противодействовали и противоречили. Они были недовольны тем, что Он нарушает субботу, считали Его нарушителем отеческих преданий, пытались Его уловить в словах. Они совещались против Него и положили в сердце своем убить Его.

Господь, произнося эту притчу, имел ввиду прежде всего их, потому что на протяжении веков Бог посылал народу израильскому пророков и учителей, но этих пророков люди не слушали: они побивали их камнями, изгоняли, поступали с ними не по-божески и не по-человечески. А потом Господь послал к ним Своего Единородного Сына, но они и Его не приняли, а осудили на смерть и жестоко убили.

Эта притча говорит о судьбе израильского народа, но говорит она также о судьбах всех народов и людей, которые отвергают посланного к ним Спасителя, потому что Господь Иисус Христос был послан не только к народу израильскому. Он был «свет во откровение язычников и славу людей Твоих Израиля», то есть не только народ израильский должен был получить от Него просвещение свыше, но и все народы мира. Так это и произошло. Народ израильский Его отверг, но многие народы Его приняли и через Его пришествие в этот мир спасение воссияло всему миру и всем народам. Наш русский народ тоже принял Господа Иисуса Христа как своего Бога и Спасителя, и на протяжении многих веков жил этой верой, питался ей духовно и просвещался светом, сходящим свыше.

Но потом наступили в истории нашего Отечества темные времена, когда люди увлеклись иноземными и иноверными учениями, когда против Бога и против Церкви восстала уже наша российская интеллектуальная элита, когда стали искать других путей устройства общества, чем те, которые заповедал Господь. Тогда и наступили на нашей земле темные и страшные времена, когда власть оказалась в руках бесовских сил, когда людей без всякой вины осуждали на смерть, отправляли в заточение, предавали смертной казни; когда тысячи, сотни тысяч, миллионы людей оказались невинно осужденными. Тогда воссияли мученики и исповедники Церкви Русской, потому что вера в народе не пресекалась, и были люди, готовые пожертвовать жизнью и предпочесть смерть отречению от Христа.

Поэтому притча Господа Иисуса Христа имеет вневременной характер, как и все другие Его притчи. Эта притча сбывалась и сбывается в разных народах. Она говорит о том, что люди на разных этапах своего исторического бытия могут отвергнуть Господа и Спасителя, о последствиях этого отвержения и о том, что происходит с народами, которые отвергают Господа Спасителя.

Будем помнить о тех грозных предзнаменованиях, которые дал Господь в Своих последних притчах, и молиться о том, чтобы никогда не оскудела вера в нашем народе и никогда не повторились те трагические события, которые были следствием массового отступничества людей от веры в Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя.

Еще сегодня мы вспоминаем святую великомученицу Варвару и преподобного Иоанна Дамаскина. Я хотел бы несколько слов сказать об этом преподобном. Он был одним их тех, кто выступал в защиту иконопочитания в те времена, когда в Византийской империи торжествовало иконоборчество.

Что такое иконоборчество? Это отрицание икон, права людей писать иконы и поклоняться им. За этой ересью стояли не просто какие-то эстетические предпочтения и вкусы: писать иконы или не писать иконы. По сути дела, иконоборчество разрушало всю догматическую традицию Церкви. Если бы иконоборчество восторжествовало, мы бы не в таких благолепных храмах молились, как сейчас, а в зданиях с голыми выбеленными стенами, на которых не было бы никаких священных изображений. Это еще можно было бы потерпеть, но ведь иконоборцы, отрицая возможность написания икон, тем самым ставили под вопрос само таинство Боговоплощения, потому что смысл икон заключается в том, чтобы явить людям то, что было им явлено видимым образом. Когда невидимый образ стал видимым, это и дало право иконописцам изображать на иконах, фресках, мозаиках, стенах храмов те события Божественного домостроительства, которые имели место в реальной истории человечества. Не изображать невидимого Бога, а изображать события, которые были явлены в истории.

Святой Иоанн Дамаскин был одним из тех, кто защищал иконопочитание. Он написал труд под названием «Источник знания», который разделен на три части. Первая часть представляет собой собрание всех известных ересей: более 100 ересей, которые описал преподобный Иоанн Дамаскин, включая некоторые самые замысловатые, например, связанные с почитанием или непочитанием Богородицы. Следующая часть этого труда называлась «Диалектика» и была посвящена пересказу философии античных философов, в первую очередь Аристотеля. А самая главная часть труда, третья, называлась «Точное изложение православной веры». В этом труде преподобный Иоанн Дамаскин подвел итог всему развитию богословской мысли христианского Востока за восемь веков, последовательно и систематически изложил вероучение Православной Церкви. Кроме того, он был автором многочисленных поэтических текстов и канонов, которые до сих пор исполняются на богослужении. Например, пасхальный канон «Воскресения день, просветимся, людие; Пасха, Господня Пасха…» – это творение Иоанна Дамаскина, которое он составил на основе пасхальной проповеди святителя Григория Богослова, ибо сам он был знатоком не только античных философов, но и святоотеческих писаний.

Поэтому если кто-нибудь из вас еще не читал этот труд преподобного Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», то обязательно прочтите это замечательное творение.

Будем молиться нашим святым угодникам Божиим: и святой великомученице Варваре, и преподобному Иоанну Дамаскину, и святым новомученикам и исповедникам Церкви Русской, чьи имена мы поминаем практически за каждой Божественной литургией, чтобы они помогали всем нам укрепляться в православной вере, хранили наш народ в вере и в святом Православии.

Всех вас поздравляю с праздником.

Да хранит вас всех Господь.

17 декабря 2020 года

https://mospat.ru/ru/2020/12/17/news189208/