Митрополит Иларион: Прийти к Богу никогда не поздно

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Священное Писание представляет нам много примеров покаяния, а также много вдохновляющих примеров того, как мы можем исправлять свою жизнь. Господь Иисус Христос в Своих поучениях неоднократно обращался к теме покаяния, призывая как Своих современников, так и все последующие поколения вслушиваться в Его слова и исправлять свою жизнь.

Одна из притч Иисуса Христа – о блудном сыне – посвящена тому, как человек может осознать собственные грехи. И это может произойти на любом этапе жизни человека.

У одного человека было двое сыновей. Младший сказал отцу: «Отец, дай мне часть имения, которая мне причитается». То есть, младший сын, не дожидаясь смерти отца, не дожидаясь того, как он вступит в наследство, решил получить свою долю. Для чего? Для того, чтобы уйти в далекую страну и там промотать это богатство. 

В далекой стране блудный сын растратил все деньги и стал нуждаться, а когда в стране той настал голод, и ему нечем было платить за еду, он нанялся пастухом свиней, чтобы питаться хотя бы свиным кормом, но и этого ему не давали. И только тогда, все растеряв и растратив, он вспомнил о том, что у него есть отец, и задумался о своей жизни и о том бедственном состоянии, в которое попал.

Зачастую люди, пока у них все благополучно, все хорошо, пока все в жизни ладится, не думают о Боге и о своих грехах. Многие из них и вовсе не понимают, зачем нужен Бог, если, как они считают, все можно приобрести своими силами. Многие из них не знают, зачем нужно покаяние, ибо не видят собственных грехов и недостатков.

Господь Иисус Христос говорит: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Лк.6.41). Но очень многие люди так и живут, совершенно не сознавая свои недостатки, зато остро видя недостатки других. Поэтому они и не испытывают никакой нужды и потребности в покаянии, потому как искренне уверены, что каяться им не в чем.

Очень часто человек обращается к Богу тогда, когда с ним что-то произошло, когда, например, он пережил горькую утрату или рухнули его надежды, или когда стряслось что-то совершенно неожиданное, что не входило в его планы. Тогда человек начинает задумываться о тех ценностях, которыми он жил раньше, и вдруг оказывается, что ценности эти ничего не значат и ничего не стоят.

Сколько было в этом мире людей, которые возлагали надежды на богатство, вкладывали все свои силы в то, чтобы заработать деньги, бережно складывали эти деньги, прятали их в укромные места, чтобы никто не нашел. А потом происходило нечто такое, что обесценивало эти деньги, превращало их в бесполезные и никому не нужные фантики. Сколько раз случалось в жизни людей, что они строили планы, питали себя какими-то надеждами, но ни этим планам, ни надеждам не суждено было сбыться. И только тогда человек начинал задумываться о том, что помимо ценностей материальных, есть ценности духовные, что помимо тех надежд, которые он возлагал на деньги, на богатство, на земное счастье, есть еще и другие надежды, иные упования. И человек вдруг открывал в самом себе то, чего он раньше не видел, в том числе свои грехи и недостатки.

Многие пришли к Богу через неожиданное, выпавшее на их долю испытание, и, осознав всю бездну собственной греховности, обратились к Господу.

Так и блудный сын, который все свое имение потратил на развлечения, на блудниц, когда осознал, в какие беды он впал, вспомнил о том, что у него есть отец и подумал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» (Лк. 15.17). И сказал себе: «Встану, пойду к отцу моему» (Лк. 15.18). Это и было началом обращения. Сын сказал: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15. 18-19).

Блудный сын отправляется к себе на родину. Он идет долгие дни, может быть, месяцы, с надеждой на то, что отец даст ему кусок хлеба. Он понимает, что утратил свое сыновнее достоинство, что рассчитывать на восстановление того, что было, не приходится. Но пусть хотя бы в число наемников он будет принят и перестанет испытывать голод.

Он идет, повторяя бесчисленное количество раз: «Боже, милостив буди мне, грешному». И когда подходит к дому, мы видим, что отец ожидает его. Мы не знаем, сколько лет он так прождал своего сына. Но, увидев его издалека, сам пошел ему навстречу. И сын, увидев отца, сумел произнести только половину заготовленной фразы, ибо отец не дал ему договорить, заключив его в свои объятья. Отец сразу же, не спрашивая о том, что происходило с сыном все эти годы, где он был, как он себя вел, как он потратил деньги, восстанавливает его в сыновнем достоинстве: надевает на его руку перстень, распоряжается, чтобы его одели в достойные одежды и устраивает пир в честь своего сына, который «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15. 24).

В образе отца мы видим, конечно, указание на то, каким является Отец наш Небесный, потому что именно об этом говорит Иисус Христос, рассказывая притчу. Спаситель напоминает нам о том, что Господь никогда никого не гнушается и всегда ждет покаяния каждого человека, ведь прийти к Богу никогда не поздно. И как бы далеко человек ни ушел от Бога, как бы тяжко ни согрешил, как бы долго ни пребывал в грехе, у него всегда остается надежда на покаяние и спасение.

Более того, каждый человек является сыном или дочерью Своего Небесного Отца. Поэтому если он или она возвращается к Своему Отцу через покаяние, то Господь принимает его или ее именно как Своего сына или Свою дочь. И в притче о блудном сыне мы видим, как человек может обратиться к Богу и как Господь принимает кающегося человека.

В этой притче есть еще один герой – старший сын, который никуда не уходил от своего отца и всегда сохранял ему верность. И возвращению младшего брата он отнюдь не возрадовался. Наоборот, он осуждает отца за то, что тот принял блудного сына с распростертыми объятьями. И с упреком говорит отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15. 29-30). Он не говорит «мой брат», а говорит «этот твой сын». Но отец ему очень просто отвечает: «Сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15. 31-32).

Этими словами отца заканчивается притча, заканчивается надеждой на покаяние всякого грешного человека и призывом к такому покаянию, который обращен к каждому из нас.

Кто-то из нас может спросить: «Какое отношение имеет эта притча ко мне, если я никуда от Бога не уходил, всегда соблюдал Его заповеди?» Конечно, если ты никогда не был блудным сыном, это очень хорошо, но смотри в таком случае, чтобы тебе не превратиться в старшего сына, который полагает, что имеет право на милости Божии, а на других людей смотрит с осуждением. Так же, как если ты никогда не был повинен в грехах, в которых каялся мытарь, то смотри, чтобы не превратиться тебе в фарисея, который, сравнивая себя с другими людьми, видит свои достоинства и не замечает недостатков, но при этом осуждает других.

В притчах Господа Иисуса Христа можно найти много поучительного для каждого из нас. И каждый из нас может узнать себя либо в одном герое притчи, либо в другом, либо сразу в нескольких. Эти притчи имеют вечное и непреходящее значение. Они научают нас, как выстраивать свои отношения с Богом, как очищать свое сердце и  идти по пути покаяния, ведущему в Царствие Небесное. Аминь.

Вечером 8 марта 2022 года

https://mospat.ru/ru/news/89059/