МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: ПРИЧАЩАЯСЬ СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАИН, МЫ ПРЕДВКУШАЕМ ЦАРСТВО БОЖИЕ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы совершили первую в этом Великом посту Литургию Преждеосвященных Даров, авторство которой приписывается святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, почему имя его и поминается на отпусте этой Литургии. По церковному уставу Литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в вечерние часы, и со второй недели Великого поста в нашем святом храме по средам и пятницам она будет совершаться и утром, и вечером, чтобы люди после работы смогли прийти и причаститься Святых Христовых Таин. К вечерней Литургии надо готовиться так же, как и к Литургии утренней.

Особенность Литургии Преждеосвященных Даров в том, что на ней не совершается Таинство Евхаристии: мы поклоняемся Святым Дарам, заранее освященным на предыдущей полной Литургии, а затем уже причащаемся Тела и Крови Христа так же, как и на полной Литургии. Иными словами, качество Таинства Причащения остается таким же, но богослужебный чин, ему предшествующий, отличается от чина полной Литургии. Если для полной Литургии мы готовим хлеб и вино, а затем уже за самой Литургией молимся о том, чтобы Святой Дух претворил их в Тело и Кровь Христа, то на Литургии Преждеосвященных Даров мы с самого начала имеем на святом престоле Тело и Кровь Христовы, оставшиеся от предыдущей полной Божественной литургии.

Святые Дары на Преждеосвященную литургию обычно заготавливаются в воскресный день. И весь богослужебный чин этой Литургии построен на идее поклонения Господу Иисусу Христу, Который в Своих Святых Дарах присутствует среди нас. Вместо Херувимской песни на Литургии Преждеосвященных Даров исполняется песнопение: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се Жертва тайная совершенна дориносится». Это песнопение, как и Херувимская песнь, напоминает нам, что в Литургии – будь то полная, торжественная воскресная или великопостная Преждеосвященная – всегда участвуют и присутствуют ангелы Божии и все святые, которым мы молимся, которых любим, почитаем и поминаем в нашей домашней молитве и на отпусте Божественной литургии. За Литургией также присутствуют все усопшие, в том числе и наши близкие, уже отошедшие в мир иной. И всякий раз, когда мы собираемся в храме за Божественной литургией, мы ощущаем присутствие всей полноты Церкви.

Соборная молитва, которую мы возносим за Литургией в храме, отличается от молитвы, обращенной к Богу дома. Когда мы молимся дома, то, оставаясь членами Церкви Христовой, мы предстоим перед Господом в личном качестве, со всеми своими грехами, скорбями, болезнями и недостатками. В нашей домашней молитве мы изливаем Богу свою душу.

Когда же мы приходим в храм Божий, то помимо своего личного молитвенного переживания, мы острее ощущаем себя членами единого великого тела Церкви, которое объемлет не только весь этот видимый мир, но и включает в себя мир невидимый; оно соединяет в себе всех последователей Христа – не только живущих на земле в настоящее время, но и тех, кто жили в прошлом и, более того, тех, кто будут жить в будущем. Литургия воплощает в себе и прошлое, и настоящее, и будущее, и мы, причащаясь Святых Христовых Таин, предвкушаем то Царство Божие, ту жизнь вечную, которая уготована Богом всем любящим Его.

В дни Великого поста будем стараться при первой возможности, утром или вечером, приходить на церковные богослужения. Будем стараться как можно чаще причащаться Святых Тела и Крови нашего Господа за Литургией Преждеосвященных Даров, как можно полнее соединяться с Богом и ощущать свое единство со Христом – Богом и Человеком в одном лице, а также с Пресвятой Богородицей, со всеми святыми, со всеми усопшими и со всеми от века Богу благоугодившими. Аминь.

16 марта 2016 г.

https://mospat.ru/ru/2016/03/16/news129425/