МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ЯВИЛА ВЕЛИЧАЙШИЙ ПЛОД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВЯТОСТИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!

Мы слышали сегодня за богослужением слова песнопения: «Совет превечный открывая Тебе, Откровице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая». Эти слова означают, что таинство домостроительства Божия, то есть тайна спасения человечества воплотившимся Сыном Божиим, была от века предуготована на неизреченном Божественном совете.

На первых страницах Библии, в книге Бытия, мы читаем, как Господь сотворил мир и человека и как произошло грехопадение первых людей. Мы знаем, что жизнь человеческая после грехопадения была исполнена скорбей и грехов. Грехи людей порождали скорби, и смерть стала следствием непослушания воле Божией. Но Господь наш предусмотрел нечто совершенно неизреченное по отношению к роду человеческому.

Мы веруем, что Бог триедин. Таковым Он был и когда творил небо и землю. На Божественном совете, в котором принимали участие всех три Лица Святой Троицы, было предусмотрено, что человек будет спасен Божественной силой. Даже если он и ослушается Бога, это не станет для него вечным проклятьем, потому что Бог предусмотрел особое средство для спасения людей. И явление Архангела Гавриила Пресвятой Деве,– о чем мы читаем в сегодняшнем Евангелии от Луки,– стало началом исполнения того предвечного совета, о котором говорят нам Святые отцы.

Именно поэтому мы называем праздник Благовещения Пресвятой Богородицы главизнойнашего спасения, то есть начальным этапом на пути нашего спасения. Пресвятая Богородица должна была внутрь себя принять воплотившееся Слово Божие, чтобы Тому, Кто как Бог имел жизнь от вечности, дать на этой земле жизнь во времени. И Ему как Человеку эта жизнь была дана через человека, через мать. Христос родился, как мы знаем, от Святого Духа и от Девы Марии. Не было участия мужчины в этом Божественном и сверхъестественном зачатии, но было действие Святого Духа, Который снизошел внутрь тварного человеческого естества и сформировал во чреве Пресвятой Девы Божественный плод.

Мы видим, как в этом неизреченном союзе между Богом и человеком, союзе, который нашел свое воплощение через Пресвятую Деву Марию, соединились земное и небесное, мир горний с миром дольним. И тот путь, который человек должен был пройти, —  путь послушания и восхождения к Богу — за человека проходит Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. Он нисходит на нашу землю. Принимая на себя человеческую плоть, Он становится одним из нас. Он рождается как все дети на этой земле. Он растет и пребывает в повиновении у Своих родителей – у Пресвятой Девы, которая является Его родной Матерью, и у Иосифа – названного Его отца, избранного первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, который заботился о Святом семействе в те годы, когда Господь Иисус Христос возрастал и укреплялся духом.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который выпадает чаще всего на время Великого поста, когда мы готовимся к Страстной седмице и размышляем о крестном пути Господа нашего Иисуса Христа, напоминает нам о самой начальной точке этого пути. Ведь Господь пришел на землю не для того, чтобы прожить красивую человеческую жизнь, не для того, чтобы насладиться радостями и благами земной жизни, но чтобы взять на себя наши грехи, понести наши болезни и принести Себя в жертву за весь род человеческий.

Жертвенный крестный путь Господа Иисуса Христа начинается в утробе Пресвятой Девы. И та весть, которую Архангел Ей возвестил, была для Нее и радостной, и странной, ибо о таковом Она не смела и помыслить. Но как человек глубокой веры и глубочайшего послушания Богу, Она ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).

Пресвятая Дева Мария стала новой Евой. Когда Ева поддалась словам искусителя, предлагавшего ей вкусить запретный плод и говорившего: «В день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги» (Быт. 3, 5), – через нее произошло грехопадение всего человечества. Когда новая Ева – Пресвятая Дева – услышала глас Божий через Архангела, возвестивший Ей о том, что от Нее родится Младенец, Она проявила наивысшее послушание и смирение. И через Нее произошло спасение всего рода человеческого.

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы мы прославляем Бога, явившего нам Свою неизреченную милость через воплощение Сына Божия. Но одновременно мы прославляем и Пресвятую Богородицу, которая стала новой Матерью всех живущих уже не по плоти, а по духу, ибо своим послушанием и смирением исходатайствовала спасение всему роду человеческому. Вместе со Своим Божественным Сыном Она прошла весь Его человеческий путь – от самого Его зачатия до Креста и воскресения. И после того, как Он воскрес, как началась жизнь Церкви и проповедь апостольская, Она принимала участие в этой проповеди и стала Матерью Церкви, основанной Ее Божественным Сыном.

В этот день, размышляя о неизреченной тайне Божественного совета и Божественного промышления о всем роде человеческом и о каждом из нас, возблагодарим Бога, даровавшего нам милость в рождении Своего Божественного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Он неизменно пребывает с нами, отдавая нам в пищу Свои Пречистые Тело и Кровь, подобно тому, как отдал всего Себя Пресвятой Богородице, чтобы Она взрастила Его внутри Своей утробы.

Митрополит Иларион: Пресвятая Богородица Своей жизнью явила величайший плод человеческой святости

Будем прославлять Царицу Небесную, явившую Своей жизнью, Своим послушанием и смирением величайший плод человеческой святости и ходатайствующую перед престолом Божиим о нашем спасении. Аминь.

07.04.2016 г.

https://mospat.ru/ru/2016/04/07/news130025/