Митрополит Иларион: Покаяние – это путь человека к Богу

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4. 17), – с этих слов началась проповедь на земле Господа нашего Иисуса Христа. И вся евангельская история раскрывает нам таинство покаяния, которое совершалось со многими людьми, встретившими Христа на своем жизненном пути. Мы видим, как преображались души людей после встречи с Господом Иисусом Христом, как исцелялись их телесные недуги, и вместе с физическим исцелением происходило и исцеление духовное. Из уст Господа Иисуса Христа мы слышим поучения и притчи, которые раскрывают для нас смысл покаяния.

В течение нескольких недель, пpедшествyющих Великому посту, мы слушали воскресные евангельские чтения, посвященные покаянию. В последнее воскресенье перед подготовкой к Великому посту за богослужением мы слышали евангельское чтение о Закхее – человеке, который был слишком мал pостом. Закхей, начальник мытарей, очень хотел увидеть проходящего мимо Иисуса Христа и залез для этого на дерево. Господь увидел Закхея и сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк.19.5). И Закхей, переполненный радостью от того, что Господь пришел в его дом, воскликнул: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19.8).

Это один из примеров покаяния, который приводит нам Святая Церковь. Человек, встретившись с Господом лицом к лицу, пересмотрел всю свою жизнь, свои ценностные ориентиры, и решил, что он не будет жить как прежде, но станет делиться с ближними, помогать бедным. Он постарается воздать всем, кого обидел, и не просто воздать словами, но и делами – возместит им четырехкратно тот ущерб, который был нанесен, чтобы они не держали в себе обиду.

В евангельской притче о мытаре и фарисее перед нами предстает другой пример покаяния. Человек пришел в храм и не нашел у себя никаких достоинств, за которые он мог бы поблагодарить Бога, подобно фарисею. Мытарь стоял вдалеке, не смея приблизиться к алтарю, ударял себя в грудь и говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18.13).

В тpетье воскресенье, приготовляющее нас к Великомy постy, мы слyшали чтение притчи о блyдном сыне, который является образом покаяния для каждого из нас. В этой притче Господь описал жизнь человека, решившего, что он сможет прожить без Бога. Младший сын, получив свою часть отцовского имущества, ушел в далекую страну, где истратил все, что имел.  Покинутый и отверженный он вспоминает об отце, что в доме отца даже слуги имеют, что поесть и выпить, тогда как он в далекой стране умирает от голода. И он собирается в дальний путь, возвращается к своему отцу, не рассчитывая, что будет восстановлен в сыновнем достоинстве, но надеясь, что его примут в этом доме хотя бы в число наемников, и он сможет утолить свой физический голод. Но то, что происходит потом, превосходит все ожидания младшего сына, потому что отец принимает его так, словно ничего между ними не произошло, и он не расточил отцовское богатство. Отец прощает сына, не говоря ему ни слова упрека, и восстанавливает вернувшегося в сыновнем достоинстве.

Все Святое Евангелие наполнено такими примерами покаяния – они происходили и в реальной жизни, и звучали в поучениях и притчах Господа Иисуса Христа. Евангелие является для нас школой покаяния, ибо в каждом из евангельских образов мы можем увидеть собственное отражение и то, как преломляются евангельские истины в нашем опыте. 

Покаяние – это путь человека к Богу. И Бог не остается безразличным по отношению к нам. Он ждет нас, и выходит к нам навстречу. То есть мы – Бог и человек – идем навстречу друг другу. Человек раскрывает свое сердце Богу, и Господь наполняет его сердце Своей благодатью. А когда человек остается закрытым по отношению к Богу или когда грех затемняет его сердце, тогда Господь стучится, но человек не отворяет. Бог хочет войти, но человек Его не впускает. Бог хочет быть рядом с человеком, но тот Его отталкивает.  

Такое происходит со многими людьми, в том числе и с верующими. И неслучайно Церковь установила для нас этот период духовной весны – время покаяния, чтобы мы задумались о своей жизни, вгляделись в глубины нашего сердца, испытали себя, сверили свои поступки с евангельскими заповедями и постарались исправить свою жизнь, как ее исправил мытарь Закхей, когда Спаситель пришел к нему в дом. 

Господь всегда готов не только прийти в наш дом, но и обитать в нем. Господь всегда предлагает нам Самого Себя в Божественной литургии, чтобы мы причащались Его Пречистого Тела и Его Честной Крови. Господь не требует от нас сверхъестественных подвигов, Он лишь ждет, когда мы откроем Ему свое сердце. Он ждет нашего искреннего и чистосердечного раскаяния в своих грехах, чтобы мы не надеялись на свои силы, но просили Его благодати для исправления и покаяния. 

Будем читать евангельские рассказы, притчи и поучения Господа Иисуса Христа, и черпать из Евангелия вдохновение, которое необходимо каждому из нас на пути покаяния. Аминь.

17 марта 2021 года

https://mospat.ru/ru/news/86792/