Митрополит Иларион: Подобно Аврааму, все мы странствуем в своей жизни к «земле обетованной» – Царствию Небесному
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Подходит к концу четвертая неделя Великого поста, и сегодня за Божественной литургией Преждеосвященных Даров мы слышали чтение из книги Бытия, посвященное тому, как Авраам получил от Бога повеление идти в неизвестную ему страну. На это повеление он откликнулся со свойственными ему безграничным упованием на промысл Божий и непоколебимой верой. Авраам встал и пошел, взяв с собой всех своих домочадцев, слуг, весь свой скот. Он отправился в страну, о которой не знал, где она, какова она, кто его там встретит, и встретит ли кто-нибудь.
И когда Авраам пришел в эту страну, он обнаружил, что это не пустынное место, оно уже населено людьми – жили там хананеи, а земля называлась Ханаанская. И вся последующая история потомков Авраама, о которых Господь сказал, что они будут многочисленны, как песок на берегу моря, связана с противостоянием жителей этой земли с теми, кого они воспринимали как нежданных пришельцев. Но такова была воля Божия, таково Божественное промышление. Оно заключалось в том, что от одного человека, как говорит апостол Павел, должен был произойти великий народ. Однако суть обетования не в том, что какой-то особый народ появится на земле (много было и есть народов, которым Господь дал Свое благословение плодиться и размножаться на земле), а в том, что именно из этого народа благоугодно было Богу восставить того Мессию – Христа, Который станет Спасителем всего мира, всех народов и всякого человека.
Авраам не мог знать, как далеко простираются эти обетования Божии. И если буквально читать написанное в Ветхом Завете, получится, что обетование это относится исключительно к одному народу. Но если читать Ветхий Завет в свете Нового Завета (а святые отцы учат нас воспринимать ветхозаветные тексты как прообразы новозаветных реальностей), то все, что сказано об Израиле как народе, применимо и к новому Израилю как всемирному народу Божию, состоящему не из потомков Авраама по крови, но из его потомков по духу, как об этом говорит апостол Павел в своем послании к римлянам. Авраам был отцом не только тех, которые от него произошли, но и тех, которые стали его духовными сыновьями и дочерями, тех, которые унаследовали веру, какую он имел, упование на Бога, каким он обладал.
В дни Великого поста, слыша за богослужением чтение не из Евангелия, а из Ветхого Завета, мы получаем таким образом напоминание о том, что в ветхозаветное время были люди, которые своей верой и своим упованием на Бога предуготовали путь Господу, прямыми сделали стези Ему. Все они были предтечами Господа Иисуса Христа – и Авраам, и Исаак, Иаков, Иосиф и другие потомки Авраама, пророки и все ветхозаветные праведники, вплоть до Иоанна Крестителя. Все они жили упованием на Его пришествие, верой и ожиданием. А мы являемся наследниками этого обетования – мы стали тем новым народом Израильским, который наследовал Аврааму не по плоти, а по духу.
Жизнь Авраама была странствием, путем к земле Обетованной. Наша жизнь – это тоже странствие. Мы странники на этой земле. Мы тоже движемся, подобно Аврааму, к земле Обетованной и, подобно ему, не знаем, что ждет нас там. Но мы уповаем на милость Божию и на то, что эта земля будет для нас благословенной. А для того, чтобы оказаться в этой земле, чтобы ее унаследовать, мы должны жить так, как заповедал Господь.
Будем в дни Великого поста еще и еще раз сверять свою жизнь и с евангельским законом, и с примерами жизни ветхозаветных праведников. И будем просить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру, нашу надежду, нашу любовь к Нему. Будем молиться, чтобы странствие, которое мы начали на этой земле и которое завершится за порогом смерти, привело нас в обетованное Им Царство Небесное. Аминь.
5 апреля 2019 года
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии