МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: НЕТ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ СМОГ БЫ ПОСЛУЖИТЬ ГОСПОДУ ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Митрополит Иларион: Нет такого человека, который не смог бы послужить Господу добрыми делами

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня в евангельском воскресном чтении мы слышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о богаче и Лазаре. Мы все хорошо знаем эту притчу. Один богатый человек одевался в порфиру и виссон. Этот богач, живя роскошно, каждый день пиршествовал, жил в свое удовольствие. А у ворот его дома лежал всеми оставленный нищий по имени Лазарь, который надеялся, что, может быть, какие-нибудь крохи от стола богатого перепадут и ему. Но богач оказался человеком бессердечным и был безжалостен к нищему.

Так они прожили жизнь, и после смерти отошли в мир иной, где все поменялось местами: нищий оказался на лоне Авраамовом, а богатый, который в этом мире торжествовал и праздновал, оказался в аду в муках (см. Лк. 16. 19-31).

Этой притчей Господь показывает, что в будущем веке все будет не так, как в земной жизни: славные и великие здесь, могут оказаться умаленными и ничтожными там, а страждущие и обездоленные в этой жизни по смерти будут приняты в вечные обители и получат утешение.

Но мы не должны думать, что Богом будут наказаны все богатые, а бедные, все, без исключения, окажутся на лоне Авраамовом. Не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Богач, о котором говорится в притче, осуждается не за то, что был богат, а за то, что, имея все средства делать добро и помогать ближнему, не делал этого, а жил только для себя. Если бы он был щедрым, если бы заботился о нищих, был благотворителем, то не валялся бы в струпьях у его ворот  этот несчастный Лазарь, а был бы окружен заботой его слуг, и тогда не постигла бы богача такая судьба в загробной жизни.

Нищий Лазарь, который страдал на земле, не только за страдание и нищету был удостоен Царствия Божия. Господь его привёл на лоно Авраамово совершенно по другой причине: душа Лазаря в результате страданий приобрела некие качества и, значит, у него были неведомые нам и не упомянутые Господом добродетели, которые и открыли ему врата в Царствие Небесное.

Каждый человек будет судиться по делам, которые он совершил. Ведь Господь говорит: «Каждое дерево познается по плоду» (см. Лк.6.44).

Бог ожидает плодов от каждого из нас. Одним Он дал богатство материальное, другим – богатство духовное. И нет такого человека, которого Господь бы обделил. Скорее всего, и этот Лазарь, о котором Спаситель рассказал в притче, не имея никаких материальных стяжаний, был богат духовно. Без духовного богатства, о котором Господь говорит: «Собирайте себе сокровища не на земле, а на небе» (см. Мф. 6.19-21), человек не может войти в Царствие Небесное. Это как приданое, которое каждый из нас должен собрать на этой земле. И собираем мы его нашими добрыми делами, нашей помощью бедным и страждущим, нашим сочувствием к тем, кто обделен земными благами, милостями и льготами.

Господь научает нас, что все мы являемся членами единого тела – Церкви Христовой. И все  вместе мы составляем единое человеческое сообщество. Господь не хочет, чтобы каждый из нас воспринимал себя изолированно от других, Ему угодно, чтобы мы все держались друг за друга: бедные за богатых, духовно бедные за духовно богатых, и чтобы каждый делился всем, что у него есть, с теми, кто этого не имеет. Бог призывает нас творчески осмысливать нашу жизнь. Каждый из нас прекрасно знает, чем его одарил Всевышний и чем мы можем Ему послужить. И нет такого человека, который не смог бы послужить Господу добрыми делами.

Апостол Павел напоминает нам, что человек спасается верою, а не делами закона (см. Рим. 3.28). Исходя из этих слов, может быть, кто-то подумает: «Раз Господь спасает только благодаря вере, так, может быть, и делать ничего не надо? Может быть спасение уже даровано нам Самим Господом Иисусом Христом?» Да, оно нам даровано. И если мы будем удостоены Царствия Небесного, то не за какие-то наши особые заслуги, а, прежде всего, за единую заслугу страданий и крестной смерти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, за Его искупительный подвиг.

В то же время апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва (см. Иак.2.20). Не может быть такой веры, которая бы не выражалась в делах. Если вера носит чисто интеллектуальный характер (как некоторые люди говорят, мол, я верую, что кто-то или что-то есть на небесах), то этого недостаточно для спасения. Ведь чтобы удостоиться Царствия Небесного, наша вера должна выражаться в наших делах, поступках. И всем нам надо стараться сверять свою жизнь с Евангелием.

Я хотел бы всех вас поздравить с сегодняшним праздником! Всех учащих и учащихся нашей Общецерковной аспирантуры я поздравляю с этим днем, призываю на вас Божие благословение. Трудитесь, учитесь и пусть Господь благословляет наши труды.

Всех прихожан этого храма еще раз поздравляю с его обновлением, и надеюсь, что он будет долгие века служить местом молитвы и встречи человека с Богом.

8 ноября 2015 г.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором

https://mospat.ru/ru/2015/11/08/news124898/