Митрополит Иларион: Мы верим, что ангелы присутствуют в нашей повседневной жизни

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день совпал с праздником в честь святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

О Небесных бесплотных Силах – об ангелах, о херувимах и серафимах, и о других ангельских чинах – мы узнаём из Священного Писания Ветхого и Нового Завета. После того, как Адам и Ева были изгнаны из рая, Бог приставил к вратам рая херувима, чтобы он не допускал туда человека. Мы знаем из видения пророка Исаии о том, как ему явился шестикрылый серафим и вложил в уста его раскаленный уголь. И этим видением было ознаменовано начало его служения, к которому он был призван Господом.

Мы слышим и о других ангельских чинах в различных книгах Священного Писания. Некоторые ангелы имеют имена: Архистратиг Божий Михаил, который является помочь народу израильскому; Архангел Гавриил, который возвещает Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Спасителя. Мы слышим об ангеле, который явился во сне Иосифу, чтобы возвестить ему волю Божию, и о многих других ангелах, которые были посланы людям в разных обстоятельствах и приходили к ним на помощь.

На основании всех этих упоминаний об ангелах в Священном Писании сложилось святоотеческое учение об ангельской иерархии. Святые отцы говорят нам, что иерархия эта подразделяется на девять чинов. Самый высший чин – это серафимы, херувимы и престолы. Средний ангельский чин – господства, власти и силы. Низший ангельский чин – начала, архангелы и ангелы.

Ангельская иерархия существует для того, чтобы передавать людям Божественные светолития, то есть излияния Божественного света, которые исходят непосредственно от Самого Бога. Они передаются людям через ангелов, а от ангельской иерархии – церковной иерархии, в которой тоже есть свои чины: епископы, священники, диаконы, а также низшие церковные чины. Вся эта иерархия служит проводниками Божественного света, который исходит из самой сущности Божией и является Божественной энергией или Божественным действием.

Ангелы приставлены Богом и к городам, и к Церквам, и к отдельным храмам. Как говорится в Апокалипсисе: «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семи церквей» (Откр. 1.20). Речь идет о местных Церквах, к каждой из которых приставлен Божий ангел.

Но и у каждого храма есть свой ангел. И у каждого человека есть свой ангел-хранитель. Когда на Литургии мы молимся, просим для себя «ангела мирна, наставника душ и телес наших», то речь идет об ангеле-хранителе, которого Господь к нам приставил и который помогает нам, защищает, оберегает, заботится о нас, избавляет от опасностей. Ангелу-хранителю мы молимся на всякий день для того, чтобы не отступила от нас его небесная защита.

Ангелы невидимо присутствуют среди нас. Но многие люди не только не ощущают их присутствие, но и не верят в существование ангелов, и говорят: «Что это за выдумки?! Какие ангелы?! Их никто не видел и никогда не слышал!» Но из Священного Писания мы научаемся тому, что ангелы находятся рядом с нами. И из богослужения мы научаемся тому же, ибо все наше богослужение пронизано ощущением присутствия ангельского мира здесь и сейчас.

Когда на Херувимской песни мы говорим «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение», то мы свидетельствуем о присутствии среди нас ангелов, и по их подобию – ангелов, которые предстоят Богу поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще Трисвятую песнь – мы воссылаем хвалу Господу. Какую Трисвятую песнь воспевают ангелы? Ту, которую и мы воспеваем устами хора: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».

За Божественной литургией мы соединяемся с ангелами – в предстоянии Богу и в восхвалении Бога. И когда мы выходим из храма – с каждым из нас остается наш ангел-хранитель. Он никуда не уходит, он всегда рядом с нами.

Господь призывает нас молиться нашему ангелу-хранителю. Святая Церковь учит нас почитать ангелов как наших небесных покровителей и как тех, через которых мы получаем Божественные светолития, излияния Божественного света. И мы верим, что ангелы присутствуют и за Божественной литургией, и в нашей обычной повседневной жизни.

Прославляя сегодня Архистратига Божия Михаила и все Небесные Силы бесплотные, будем молиться о том, чтобы Господь всегда посылал нам ангелов Божиих на помощь и во спасение. Чтобы никогда ангельская сила не отступала от нас, и в течение своей земной жизни мы учились подражать ангелам в том, что является их главным занятием – в предстоянии Богу, в молитве и в восхвалении Господа не только словами, но и делами, и всей нашей жизнью. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником и да хранит вас всех Господь.

21 ноября 2021 года

https://mospat.ru/ru/news/88478/