Митрополит Иларион: Мы считаем важным совместно отстаивать традиционные христианские ценности

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Митрополит Иларион Алфеев

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы Католического информационного агентства.

− Недавние нападения на Посольства в Варшаве и Москве показывают, насколько важной является грядущая католическо-православная конференция, посвящённая роли русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Польши в созидании будущего христианства в Европе, − конференция, которая призвана стать новым шагом на пути польско-российского примирения, начатого подписанием в прошлом году Святейшим Патриархом Кириллом и Юзефом Михаликом Совместного послания. Чего Ваше Высокопреосвященство ожидает от данной конференции?

− Грядущая конференция, на мой взгляд, является важным продолжением межхристианского и международного диалога, начало которому было положено подписанием 17 августа 2012 года «Совместного послания народам России и Польши». Оно содержит призыв к уврачеванию исторической памяти и примирению двух братских славянских народов. Мы полагаем, что этот документ придал новое измерение российско-польскому сотрудничеству. Он стал первым, историческим шагом к восстановлению взаимного доверия, без которого нет ни примирения, ни прочной основы для развития двусторонних отношений.

Варшавская встреча будет посвящена поиску путей соработничества наших Церквей и народов в деле защиты религиозной идентичности Европейского континента. Выбранная тема не случайна. Сегодня мы наблюдаем, как в Европе набирают обороты секулярные тенденции, которые непосредственно затрагивают жизнь людей, выстраивающих свою жизнь в соответствии с религиозной традицией.

Можно говорить о дискриминации христиан и христианских ценностей в Европейском Союзе. И хотя европейская цивилизация имеет христианские корни, более того, подавляющее большинство населения современной Европы относит себя к тем или иным христианским церквам, в Старом свете дискриминация верующих во Христа набирает обороты, причем притеснение людей за их убеждения происходит в тех странах, которые декларируют уважение к правам и свободам людей.

Буквально на днях произошел очередной вызывающий случай в Норвегии. Кристин Саелманн, ведущая норвежских новостей, была отстранена от своих обязанностей из-за того, что во время эфира у нее на шее висела цепочка с крестиком. Демонстрация главного христианского символа, по мнению руководства канала, могла стать «источником раздора и преступлений». Не так давно я узнал о постановлении Европейского суда по правам человека, в соответствии с которым Греческое государство, отказывая в регистрации однополых союзов, обвиняется в нарушении Европейской конвенции по правам человека.

Если продолжать логику этого безумия, то нельзя исключить, что завтра нам скажут, что наши храмы, святой крест и иконы, Священное Писание, да и само по себе существование христиан оскорбляют представителей других религий или тех, кто придерживается атеистического мировоззрения, а потому их нужно устранить. Собственно, такое физическое устранение христиан мы сейчас наблюдаем в Ираке, Египте, Ливии, Сирии и других странах. Недопустимо, чтобы такая же судьба постигла и Европу.

− Подписание Совместного послания народам России и Польши оценивают как акт огромного исторического значения. Как православные верующие в России восприняли это Послание?

− 9 сентября 2012 года Совместное послание было оглашено за Божественной литургией, совершенной Святейшим Патриархом Кириллом в кафедральном Храме Христа Спасителя в Москве. Текст Послания был распространен церковными средствами массовой информации, а его оглашение в Храме Христа Спасителя получило широкое освещение в российских СМИ.

Отрадно, что в современной России нет накала страстей по отношению к Польше. Подавляющее большинство народа настроено на развитие диалога во всех направлениях.

− Заметны ли Вашему Высокопреосвященству какие-то признаки наступивших за этот год изменений, может быть, какого-то перелома в наших отношениях?

− Совместное послание народам России и Польши, с моей точки зрения, не только закрепило стремление русского и польского народов к сближению, но и послужило реальной программой совместных действий в этом направлении. Сегодня Русская Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь Польши прилагают усилия, чтобы воззвание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Председателя Епископской конференции Польши архиепископа Юзефа Михалика не осталось лишь на бумаге, но стало реальным стимулом к сближению народов наших стран.

Безусловно, одной из важных скреп в отношениях между русскими и поляками была и остаётся культура, имеющая общие славянские корни и возросшая на почве христианской традиции. В наших странах сегодня реализуются совместные музыкальные проекты, проводятся художественные экспозиции и фотовыставки. В Польше проходят фестивали российских фильмов, а в России – польских. Фестиваль российской песни в Зелёной Гуре продолжает традиции некогда популярного Фестиваля советской песни.

Недавно отмечалось 50-летие Российского центра науки и культуры в Варшаве, который также регулярно проводит различные презентации, художественные выставки и конференции, знакомя всех желающих с богатым наследием русской классики и современной литературы. Следует упомянуть, что на его площадке проводятся тематические вечера, посвященные православным праздникам, на которых звучат лекции о традициях Православия.

Культурные связи помогают жителям России и Польши лучше понять друг друга, осознать сложные моменты общей истории и в дальнейшем плодотворно развивать отношения между нашими народами и государствами.

В последние годы всё больше польских школьников и студентов стали выбирать для изучения в качестве иностранного языка русский. Это свидетельствует о том, что многие из них связывают своё будущее именно с нашей страной, что они хотят учиться, а потом, возможно, и работать здесь, развивать экономические связи и академические контакты. Также интенсифицируется обмен на уровне наших духовных школ: польские православные священнослужители продолжают совершенствовать свои богословские познания в стенах духовных школ Московского Патриархата, а в Русской Православной Церкви есть клирики, обучающиеся в Христианской богословской академии в Варшаве.

Важной стороной нашего сотрудничества является паломничество, большой вклад в расширение которого вносит Братство православной молодёжи Польши. Святыни Польской Православной Церкви регулярно посещают паломники из стран, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата. Особенно важным для себя мы считаем поиск новых возможностей для общения православной молодёжи, ведь паломничества служат, в том числе, и межнациональному общению подрастающего поколения наших стран.

− В прошлогоднем Послании много говорится о необходимости совместного свидетельства наших Церквей перед лицом современной Европы. На чем должно быть основано подобное свидетельство и в каких областях оно может быть реализовано? Какие дальнейшие шаги мы должны предпринять на пути польско-российского примирения?

− Необходимо двигаться дальше, поскольку мы находимся только в начале длительного пути. Изменение отношений между людьми на различных уровнях не может произойти в одночасье. Нужна кропотливая совместная работа со стороны как гражданского общества России и Польши, так и наших Церквей. К счастью, у Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви идентичные или очень близкие подходы к актуальным вопросам современности. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с социальными концепциями обеих Церквей.

В числе вызовов, которые сегодня встают перед христианами, могу назвать агрессивный секуляризм, разрушающий традиционные нравственные устои, в том числе ценности семьи и брака. К сожалению, в ряде европейских государств получают юридический статус однополые союзы, легализуются аборты и эвтаназия. Все это подтачивает фундамент европейской цивилизации, которая не может существовать без прочного нравственного начала. Отрадно, что в России и Польше сохраняются традиционные устои в личной, семейной и общественной жизни.

Другим значимым направлением взаимодействия Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в Польше могла бы стать защита христианского населения в тех регионах мира, где оно терпит притеснения. Например, речь может идти о Сирии, где многие тысячи сирийских христиан под натиском религиозных экстремистов вынуждены оставлять свои дома и эмигрировать. Московский Патриархат прилагает все возможные усилия к тому, что поддержать страждущих братьев и сестер в Сирии и привлечь внимание мировой общественности к их трагедии. Мы ценим работу, которую ведет в этом направлении Папа Римский Франциск. Были бы признательны, если бы Католическая Церковь в Польше, которой свойственна активная общественная позиция, также включилась в международную кампанию помощи сирийским христианам.

Это общее дело способно стать серьезным толчком к улучшению взаимных отношений, поскольку может объединить большое число активных и неравнодушных людей из России и Польши. Формы взаимодействия могут быть самыми разными: совместные заявления Церквей по указанным проблемам современности и гуманитарные акции с участием общественных организаций, участие в мероприятиях на общеевропейском уровне, взаимодействие с религиозными и политическими лидерами Европы.

− В какой мере диалог и примирение между Католической Церковью Польши и Русской Православной Церковью может повлиять на улучшение межцерковных взаимоотношений между Католической Церковью и Русской Православной Церковью на глобальном уровне?

− Мы придаем диалогу с Католической Церковью Польши большое значение. Это касается не только примирения между российским и польским народами, в котором роль Церквей, в течение столетий формировавших национальную идентичность двух народов, трудно переоценить. Развитие отношений с Католической Церковью Польши является для нас неотъемлемой частью православно-католического диалога в целом.

Мы считаем важным совместно отстаивать традиционные христианские ценности в Европе, в результате секуляризации переживающей сегодня духовно-нравственный кризис. Так же, как и Русская Православная Церковь, Католическая Церковь в Польше озабочена процессами размывания системы ценностей, на которой строилась европейская цивилизация в течение целого тысячелетия, отказом многих стран Запада от своих христианских корней.

Позиции наших Церквей очень близки также в сфере социально-экономической этики, этики научного исследования, биоэтики. Католическая Церковь занимает в Польше активную общественную позицию. Благодаря ее усилиям удалось добиться принятия закона, запрещающего или существенно ограничивающего аборты. Это, можно сказать, уникальный случай в странах Евросоюза, законодательство которых чаще демонстрирует противоположную тенденцию в сторону крайней либерализации в вопросах нравственности.

Католическая Церковь в Польше – динамично развивающаяся Церковь, высокий процент верующих которой составляет молодежь. В силу данного обстоятельства это одна из немногих католических Церквей, которая не испытывает недостатка в притоке молодых священнослужителей.

Все более актуальным становится православно-католическое взаимодействие по защите прав христиан в тех странах, где они подвергаются дискриминации и насилию. Все эти аспекты делают диалог между Русской Православной Церковью и Католической Церковью в Польше не только актуальным, но и весьма перспективным в контексте православно-католического диалога в целом.

− Может ли в период понтификата Папы Франциска и во время предстоятельства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состояться встреча Папы и Патриарха? Возможно, такая встреча уже планируется?

Думаю, что возможность такой встречи очень велика. Хотя некоторые проблемы в отношениях между двумя Церквами остаются до сих пор нерешенными, в частности, до конца не урегулирован конфликт между православными и греко-католиками на Украине, сегодня перед Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью стоят одни и те же вызовы, которые требуют совместных действий. С данной точки зрения, встреча между Папой и Патриархом могла бы придать значительный стимул нашему взаимодействию по тем вопросам, которые я перечислил, и сделать его более эффективным.

− Россия всегда была глубоко религиозной страной. Как обстоят дела в этом отношении после семидесяти лет коммунизма и двадцати лет возрождения Церкви? Каково текущее положение Русской Православной Церкви, уровень религиозной «вовлеченности» населения России? Как обстоят дела с призванием к священству, с делами милосердия и т.д.?

− В текущем году широко отмечалось 1025-летие Крещения Руси. На протяжении всех этих лет Православие занимало важнейшее место в жизни нашего народа, являлось его духовной и нравственной опорой.

Семь десятилетий правления коммунистического режима нанесли серьезный урон Русской Церкви: насаждая атеизм, советское правительство разрушало и оскверняло храмы и монастыри, закрывало духовные учебные заведения, всячески препятствовало исповедованию любой религии. Но выкорчевать веру из сердец людей большевикам не удалось. После падения Советского Союза епархии, монастыри и приходы нашей Церкви получили возможность свободно осуществлять свое служение, миллионы верующих включились в работу по возрождению церковной жизни.

Если сравнивать современное состояние Русской Церкви с положением, в котором мы оказались к концу правления безбожного режима, то нельзя не признать, что наша Церковь достигла выдающихся результатов в восстановлении своей миссионерской, просветительской и социальной деятельности. На сегодня более семидесяти процентов населения России отождествляют себя с православной верой. Конечно, далеко не все из них являются практикующими христианами, однако число людей, реально вовлечённых в жизнь Церкви, постоянно растет. Отрадно, что порог храма переступает все больше молодых людей. Могу свидетельствовать об этом, исходя из собственного пастырского опыта: будучи настоятелем московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», я вижу среди постоянных прихожан немало молодых лиц.

Свидетельством такого притока молодежи в храмы является увеличение числа юношей, желающих получить богословское образование и стать священнослужителями. Как ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия я констатирую увеличение числа молодых выпускников духовных семинарий и академий, желающих углубить свои знания в различных областях богословия, а также в церковно-административной и церковно-дипломатической деятельности.

Необходимо отметить и расширение приходской активности молодёжи. Таланты и жизненная энергия юношей и девушек востребованы сегодня на наших приходах. Помимо помощи в совершении богослужения, молодые люди оказываются вовлечёнными в просветительскую и информационную приходскую деятельность, в служение милосердия. При многих храмах действуют молодёжные клубы. Всё это вселяет надежду в лучшее будущее нашей Церкви.

https://mospat.ru/ru/2013/11/29/news95060/