Митрополит Иларион: Мы поддерживали и будем дальше поддерживать единство нашей Церкви

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Христос воскресе!

У нас есть давняя традиция, которая, к сожалению, прервалась из-за пандемии, но сегодня мы ее возобновили, – собираться в пасхальные и рождественские дни, чтобы вместе вознести благодарение Богу, причаститься от Единого Хлеба и Единой чаши и возобновить в себе сознание той ответственности, которая возложена на каждого из нас, трудящегося в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

Мы действительно переживаем нелегкое время, конфликтное, когда у многих людей оскудевает вера, когда многие впадают в уныние, когда миллионы людей лишились крова, стали беженцами или внутренне перемещенными лицами на земле Украины, когда льется кровь, и в смятении сердца многих людей.

Мы с вами не несем ответственности ни за военные действия, ни за политические решения. Но мы несем ответственность за нашу Святую Церковь. Эту ответственность возложил на нас Бог, и возложило Священноначалие. На Страшном суде никто с нас не спросит о том, участвовали ли мы или нет в принятии каких-либо политических решений, но и в сем веке, и в будущем с нас спросится за наши обязанности, за которые каждый из нас отвечает на своем посту.

Вот почему мы должны со всей ответственностью нести служение, возложенное на нас Богом и Церковью. Отдел внешних церковных связей – это церковное учреждение, которое не принимает самостоятельно решения, но помогает Священноначалию претворять их решения в жизнь. Мы подчиняемся непосредственно Святейшему Патриарху и Священному Синоду, и имеем от них мандат на нашу деятельность, получая поручения, касающиеся всей сферы внешних церковных связей.

Мы живем в особое время, когда испытанию на прочность подвергается единство Русской Православной Церкви. И все происходящие события мы должны воспринимать со всей ответственностью и со всем смирением.

Сегодня мы молимся – так же, как и молимся каждый день, и за каждой Божественной литургией – за многострадальную каноническую Украинскую Православную Церковь, в которой вчера состоялся Собор. Многие выражают удивление или изумление, или недоумение в отношении решений этого Собора. Но этот Собор подтвердил тот статус, который Украинская Православная Церковь имеет с 1990 года, будучи Церковью самоуправляемой и полностью самостоятельной в своем бытии и в своем управлении, не зависящей от Москвы – ни административно, ни финансово, ни в каком-либо ином отношении, как это пытаются представить клеветники на Украине во главе с раскольничьим сообществом.

Украинская Православная Церковь ни от кого не отделялась, ни с кем не порывала. Она осталась в единстве и с Русской Православной Церковью, и с другими Поместными Православными Церквами, кроме тех, которые (надеемся, временно), к сожалению, встали на стезю раскола. Украинская Православная Церковь дала надежный отпор тем клеветникам, которые пытаются лишить ее имущества, храмов, монастырей, ее собственного законного наименования, желая переименовать ее, например, в «Российскую Церковь на Украине», либо как-то иначе.

Но мы как поддерживали, так и дальше будем поддерживать единство нашей Церкви. И все наши силы должны быть направлены на то, чтобы это единство обеспечивать. Мы должны воздерживаться от любого неосторожного слова, которое может повредить нашим братьям – и в России, и в Украине, и в других странах. Ибо мы сегодня живем в условиях военного времени, когда жизнь людей подвергается риску, в том числе из-за чьего-то неосторожно произнесенного слова. Поэтому к каждому слову, которое мы произносим или пишем, мы должны относиться со всей ответственностью, понимая, какие последствия оно может нести.

У кого-то может возникнуть вопрос: почему так много конфликтов в Церкви? Казалось бы, сообщество святых людей, у которых все должно быть мирно и прекрасно. Так иной раз думают светские люди, наблюдая за нами и удивляясь тому, что все новости, касающиеся Церкви, связаны с какими-то конфликтами.

Сегодня в книге Деяний апостольских мы слышали о том, как поссорились два апостола – Павел и Варнава. Несколько дней назад я вернулся с Кипра, с которым отчасти связаны происходившие события. Из-за чего поссорились апостолы? Из-за того, что они собирались пойти в путешествие вместе, но Варнава хотел взять с собой Марка, а Павел был против. Из-за Марка они и рассорились. В результате, Павел пошел своей дорогой, отправился в Сирию, в другие страны, а Варнава, взяв с собой Марка, отплыл на Кипр.

Казалось бы, что здесь такого особенного – бытовая ссора. Но, во-первых, она произошла не между простыми людьми, а апостолами: один из них первоверховный апостол, почитаемый всей Церковью, другой – апостол от семидесяти, третий – апостол и евангелист.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали и о другом конфликте –между Иисусом Христом и теми людьми, которые были недовольны Его проповедью. Когда Сын Божий говорил: «Я и Отец – одно» (Ин. 10.27), эти люди, думая, что Он делает Себя равным Богу, хотели побить Его камнями.

Два этих конфликта – совершенно разной природы. Один – происходит внутри церковной общины. Всегда были и будут конфликты, которые носят временный характер. Сегодня многие расколы, которые возникали в Церкви, преодолены. Мы помним о разделении, которое существовало в лоне нашей Церкви, когда Церковь в рассеянии находилась вне общения с Церковью в Отечестве. Но потом Божией милостью это разделение было преодолено. Буквально несколько дней назад было преодолено разделение между Македонской Церковью и Сербской Церковью, в состав которой она входила. То есть мы видим, что есть добрые примеры того, как разделения преодолеваются, как расколы сходят на нет.

В то же время существуют расколы, которые не удается уврачевать в течение многих веков, когда Церкви расходятся по каким-либо существенным вопросам и начинают идти своим путем.

Конфликт, о котором мы слышали сегодня в Евангелии, касается самой сути религиозной веры. В чем заключается вера – в следовании определенным установленным правилам, во внешних ограничениях? Или же вера заключается в том, чтобы всю свою жизнь посвятить поклонению Богу в духе и истине? Это уже не конфликт внутри общины, а конфликт между Церковью и миром сим. И в этом конфликте мы тоже участвуем как сотрудники Отдела внешних церковных связей, ибо наша прямая обязанность – отстаивать истину Христову, защищать Церковь Христову от нападок всех несогласных с ее учением, недовольных ее присутствуем в этом мире, от тех, кто пытается оспаривать ее право влиять на людей, на молодежь, на детей и пытается воспрепятствовать ее спасительной миссии.

Мы собираемся вокруг святого престола, святой Евхаристии, чтобы получить от Самого Бога помощь на труды, которые мы несем, и на миссию, которая на нас возложена.

Дай Бог, чтобы мы никогда не ослабевали в вере, в надежде на Господа, в любви к Богу и Церкви. Дай Бог, чтобы у нас никогда не опускались руки, чтобы мы никогда не впадали в отчаяние, уныние, не ощущали своего бессилия, и всегда помнили, что с нами Бог! Чтобы радость о Воскресении Христовом всегда жила в наших сердцах. Аминь.

28.05.22

Христос воскресе!

https://mospat.ru/ru/news/89325/