Митрополит Иларион: Мы можем познать Бога через Божественные энергии

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

На этой неделе исполнилось 200 лет со дня, когда Греция, после многих столетий пребывания под турецким игом, обрела независимость. Это произошло во многом благодаря русским воинам, русскому оружию, а также тем грекам, которые проживали в России и готовили освобождение своей Родины вместе с русскими православными людьми. И по случаю  знаменательной даты на этой неделе было совершено богослужение в Донском монастыре в присутствии посла Греческой Республики и представителей греческой диаспоры, которые живут в Москве или трудятся в посольстве.

Наша вера имеет корни в греческом языке и в греческом богословии. Мы привыкли, что наша Церковь называется Русской Православной Церковью. Но, может быть, не все знают, что вплоть до революции наша Церковь называлась Православной Греко-кафолической Российской Церковью, то есть даже в названии нашей Церкви присутствовал греческий элемент.

Как мы знаем из истории христианства, только первое поколение христиан были евреями по крови и по воспитанию. Но Евангелия уже были написаны не на еврейском, а на греческом языке, потому что в те времена греческий был литературным языком всей Римской империи. Святой апостол Павел, будучи, как он сам говорил в своих посланиях, евреем от евреев, свои творения писал не на еврейском, а на греческом языке, то есть с самого начала христианская вера была изложена и передана следующим поколениям на греческом языке.

В течение всего года мы с вами совершаем Литургию Иоанна Златоуста, по особым праздникам – Литургию Василия Великого. Тексты Литургии были написаны на греческом языке и переведены с греческого на славянский. Также и песнопения, которые у нас звучат на утрене, вечерне (за исключением, конечно, псалмов, когда-то составленных на еврейском языке, задолго до Рождества Христова), церковные гимны, которые мы слышим, песнопения Октоиха, Триоди постной, – все это было когда-то написано на греческом языке, а затем уже переведено на славянский язык. Поэтому до сих пор наша вера является православной греко-кафолической. И всякий раз, когда мы входим в храм Божий, присутствуем за богослужением, мы слышим слова, некогда написанные на греческом языке, а ныне звучащие на языке наших предков – славянском.

Хотя бы уже по этой причине мы должны быть благодарны греческому народу за то, что в свое время он дал нам святую православную веру. Даже первые иерархи Русской Церкви были греками. И в течение нескольких столетий Русская Православная Церковь была частью Константинопольского Патриархата.

Сегодня мы совершаем память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, – одного из многих греков, которых мы почитаем, и имена которых присутствуют в нашем церковном календаре. Григорий Палама внес особый вклад в развитие православного учения о сущности и энергиях Божиих, о Фаворском свете и о том, как человек может стать причастным Божеству.

Кому-то это учение, сформулированное когда-то на греческом языке, защищенное на нескольких церковных Соборах в Константинополе, может показаться далеким от жизни. Казалось бы, какое нам дело до того, что происходило в XIV веке в Константинополе? Какие-то богословы спорили между собой... Но Церковь установила это празднование во второе воскресенье Великого поста, дабы напомнить нам о непреходящей ценности православного богословия и о цели нашей христианской жизни.

В чем же заключалась суть этого спора? Оппоненты, противники святителя Григория Паламы, – Варлаам Каламбрийский, Григорий Акиндин – говорили о том, что Бог по Своей сущности непостижим, невидим. Поэтому все знания о Боге мы можем почерпнуть лишь из книг или философии, или из каких-либо догадок и домыслов. А святитель Григорий Палама утверждал что, да, Бог непостижим, невидим, но Он являет Себя в Своих энергиях, то есть действиях. Божественные энергии пронизывают собой все мироздание. Об этом еще задолго до Григория Паламы говорил другой великий греческий богослов – святитель Василий Великий, утверждая,что весь мир, вся Вселенная – это как бы огромная неопалимая купина, которая пронизана Божественными энергиями. Эти энергии присутствуют повсюду – оживляют этот мир, но не попаляют, подобно тому, как солнце дает жизнь всему существующему, но при этом не попаляет его.

Святитель Григорий Палама говорил о том, что Бог, Который непостижим в Своей сущности, раскрывается нам, людям, в Своих энергиях, то есть действиях. И одним из Божественных действий является Фаворский свет, который созерцали апостолы на горе Преображения. Фаворский свет на протяжении многих веков созерцали подвижники, когда молились Богу, достигая в молитве и богомыслии такого состояния, при котором Бог открывался им в Своих действиях, в Своих Божественных энергиях.

Варлаам и прочие говорили, что свет, который видели ученики Христа на Фаворе, – обычный материальный свет, сотворенный Богом. А Григорий Палама утверждал, что Фаворский свет – нетварный, это свечение Божества, которое люди могут созерцать очами своей души. Этот свет, это действие Божие неотъемлемо от сущности Божией. Мы не можем видеть Бога в Его сущности. Мы не можем постичь Его в Его сущности. Но через Божественный свет и другие действия и проявления Бога мы можем к Нему приобщаться.

Именно поэтому наше общение с Богом – не только узнавание о Нем через доступные нам источники – книги, философию, богословие. Мы можем общаться с Богом напрямую. Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, Сам Бог входит внутрь нашего тела. Причем, как всегда подчеркивает святитель Григорий Палама, наше общение с Богом происходит не только интеллектуально или духовно – все наше естество приобщается к Богу, когда мы участвуем в церковных Таинствах.

Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, наши тело, душа, дух и наш ум тоже становятся той неопалимой купиной, в которой горит огонь Божества. Огонь этот согревает нас, но не попаляет изнутри, потому что Богу угодно вселиться и жить в нас. Вот о чем напоминает нам замечательный греческий богослов – святитель Григорий Палама во второе воскресенье Великого поста.

Церковь установила это празднование в Великом посту для того, чтобы напомнить нам о цели христианской жизни, цели нашего подвига и великопостного поприща, которое мы сегодня проходим. Цель эта заключается в том, чтобы мы приобщились к Богу, познали Его и увидели. Мы не можем увидеть Его сущность, не можем созерцать Бога телесными очами, познать Его своим разумом, интеллектом, ибо Он превосходит наш разум. Бог – нематериален, невидим. Но мы можем приобщаться к Нему через Его Божественные действия, Божественные энергии, через свет, которым Он озаряет всю Вселенную и который сияет в наших душах; через причащение Святых Христовых Таин, участие в церковных Таинствах и через молитву, в которой не только мы обращаем к Богу свои прошения, но и Он отвечает на них.

Будем вспоминать святителя Григория Паламу, читать его творения, которые переведены на русский язык. Будем просвещаться светом благоразумия и благодарить Бога за то, что Он дал нам святую греко-кафолическую православную веру, чтобы привести всех нас ко спасению и к жизни вечной. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником!

28 марта 2021 года

https://mospat.ru/ru/news/86915/