МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: МЕЖДУ ЗЕМНЫМ МИРОМ И ЦАРСТВИЕМ НЕБЕСНЫМ НЕТ НЕПРЕОДОЛИМОЙ ГРАНИЦЫ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
На первой седмице Великого поста мы с особым вниманием вслушиваемся в слова Великого канона, который с понедельника по четверг читается во всех храмах Русской Православной Церкви. С особым благоговением мы предстоим Господу Иисусу Христу, Который преподает нам Себя в Святых Дарах за Литургией Преждеосвященных Даров. Эта Литургия совершается по средам и пятницам в первые шесть великопостных недель, дабы мы имели возможность подкрепить себя на пути покаяния.
Святая Церковь установила это особое богослужение для того, чтобы в дни Великого поста мы могли чаще приобщаться Святых Христовых Таин. Полная Литургия, будь то Литургия Василия Великого, имеющая особо торжественный характер, или Литургия Иоанна Златоуста (совершается во все воскресные и будние дни церковного года, кроме Великого поста и тех особых случаев, когда совершается Литургия Василия Великого) имеет совершенно особый смысл. За Литургией Преждеосвященных Даров мы причащаемся Святых Даров, освященных на предыдущей воскресной Литургии. Поэтому эта Литургия посвящена поклонению уже освященным Святым Дарам, которые сначала находятся на жертвеннике, а затем переносятся на престол.
Во многих молитвах и песнопениях Преждеосвященной литургии мы слышим о том, что ныне небесные силы сослужат земным людям при поклонении Господу Иисусу Христу, Который в Своих Святых Дарах присутствует среди нас. Об этом говорится в песнопении, которое исполняется на Преждеосвященной литургии вместо Херувимской песни: Ныне силы небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се Жертва Тайная совершенна дориносится. Это песнопение, как и другие молитвы Литургии Преждеосвященных Даров, указывает нам на незримое присутствие за богослужением Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, небесных сил. Ведь не случайно стены наших храмов украшают фрески с изображением Спасителя, Пресвятой Богородицы, ангелов и многих святых — все они невидимо среди нас присутствуют на богослужении.
Зачастую люди задаются вопросом – что ждет их после смерти? Не все верят в бессмертие души и не могут представить, что после перехода в жизнь иную мы встретимся с нашими близкими и с теми святыми, о которых сейчас читаем, которым молимся, чьи изображения видим иконах. Многие не верят, что после нашей смерти нас встретит Сам Господь Иисус Христос.
В момент смерти Матерь Божия предала Свою душу в руки Своего Сына. На иконе Успения Пресвятой Богородицы мы видим Пресвятую Деву на смертном одре, и Господа Иисуса Христа, Который держит Ее пречистую душу как младенца. Образ Успения свидетельствует о том, что смерть – это переход в жизнь вечную. Господь каждого из нас ожидает за порогом смерти, и душу каждого из нас Он готов встретить и принять на руки как младенца, чтобы мы, окончив земную жизнь, начали путь к жизни вечной.
Когда мы совершаем богослужение в храме и осознаём, что вместе с нами в богослужении участвуют все святые и ангелы, то понимаем, что не существует непреодолимой границы между миром земным и Царствием Небесным, в котором нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная, где Сам Господь царствует с Пресвятой Богородицей и со всеми святыми. Святая Церковь через богослужения дает нам возможность уже в этой жизни соприкоснуться с жизнью будущего века, как бы заглянуть в окно и увидеть, что ожидает нас за порогом смерти, познакомиться со святыми, с которыми мы непременно встретимся в горнем мире, если будем вести христианскую жизнь.
В дни Святой Четыредесятницы будем молиться Господу, чтобы через подвиг воздержания Он очистил наше тело, а через подвиг покаяния — нашу душу. Чтобы любящий Спаситель сделал нас достойными здесь, на земле встретить светлый праздник Воскресения Христова. И чтобы в будущем веке мы сподобились встречи с Самим Господом Иисусом Христом, а вместе с Ним и с Пресвятой Богородицей, святыми ангелами и всеми святыми. Аминь.
3 марта 2017 года
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии