Митрополит Иларион: Каждый человек достоин милости Божией

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы слышали евангельский рассказ о том, как Господь Иисус Христос пришел в страны Тирские и Сидонские, и как женщина сирофиникиянка, то есть язычница, обратилась к Нему с просьбой исцелить ее беснующуюся дочь. Ответ Господа этой женщине нам может показаться странным, даже шокирующим, ибо поначалу Спаситель отклоняет ее просьбу и говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15. 24), – то есть к иудеям, а не к язычникам. Но женщина проявляет настойчивость и в ответ на слова Господа Иисуса Христа о том, что «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15.26), она произносит: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15. 27).

Почему же Господь Иисус Христос ответил ей именно так и что означают Его слова? Существуют разные толкования, одно из них, например, что Сын Божий пришел только к погибшим овцам дома Израилева. Некоторые толкователи думают, что Господь Иисус Христос не с самого начала Своего служения сознавал вселенский характер Своей миссии и полагал, что пришел только к дому Израилеву, только к Своим соплеменникам. Ибо, направляя Своих учеников на проповедь, Он говорил: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10. 5-6).

Но есть и другое толкование. Многие святые отцы, толкуя этот евангельский эпизод, придерживаются в своих комментариях мнения, что Господь Иисус Христос ответил так хананеянке, чтобы укрепить веру в Своих учениках. Или чтобы показать фарисеям и книжникам, которые всегда настаивали на богоизбранности своего народа, что каждый человек достоин милости Божией и что врата милосердия Божия открыты для всех. И не по рождению и не по крови становится человек избранником Божиим, но оттого, что открывает свое сердце навстречу Богу. Именно так произошло с этой женщиной, которая не отступала от Спасителя, не обращая внимания на, казалось бы, грубые слова о том, что нехорошо взять хлеб у детей, то есть у сынов Израилевых, и отдать псам, то есть язычникам.

Господь не случайно говорит именно так. Христианская проповедь, начавшаяся в маленькой Иудее и адресованная, прежде всего, сынам народа Израильского, в той земле не имела большого успеха. Из евангельских повествований мы знаем, что Господь Иисус Христос не был принят большинством Своего народа. Лишь немногие последовали за Ним, а вожди народа израильского Его отвергли и добились в итоге, чтобы Он был распят на кресте.

Но проповедь христианства уже в первом поколении Христовых учеников начала распространяться и на язычников, и на представителей других этнических групп, национальностей в составе Римской империи. И гораздо больший успех эта проповедь имела именно среди язычников, а не среди представителей народа израильского. И до сих пор представители этого народа, считающие себя правоверными иудеями, отрицают Господа Спасителя, хотя прошло две тысячи лет с того момента, как Он пришел в этот мир. И люди во всем мире, вне зависимости от национальности, познав Иисуса Христа как Господа и Спасителя, поклоняются Ему, веруют в Него и любят Его.

Из Евангелия нам известны случаи исцеления людей: Господь исцелял иногда словом или прикосновением, а иногда исцеление происходило вообще на расстоянии – Господу достаточно было только пожелать, чтобы человек, находившийся на расстоянии многих миль, получил исцеление.

Эти исцеления происходили для того, чтобы укрепить у учеников Спасителя и у людей, следовавших за Ним, веру в божественную сущность Христа. Более того, евангельские чудеса должны укреплять и нашу с вами веру. Мы тоже зачастую нуждаемся в чуде, но стоит ему произойти, и мы его словно не замечаем, приписывая все свершившееся естественным причинам. Мы болеем, надеемся на исцеление, молимся об исцелении, а когда исцеление приходит, то думаем, что это лекарства помогли или врачи оказались хорошие, или обстоятельства так сложились. Мы просим о нашем близком человеке, подобно тому, как женщина сирофиникиянка просила о своей дочери, а когда получаем просимое, зачастую не благодарим Господа, считая, что все произошло благодаря естественно сложившимся обстоятельствам. Я уже не говорю о тех людях, которые вообще отрицают либо существование Божие, либо промысл Божий в своей жизни. Есть ведь и такие, которые утверждают, что Бог существует, но Он далеко, и что Господь создал этот мир, но затем якобы удалился и предоставил жизнь людей и жизнь мира естественному течению вещей.

Мы, верующие люди, знаем, что все это не так. Мы понимаем, что Бог не только создал этот мир, но и непрестанно заботится о мире, о каждом Своем творении: о каждом дереве, растении, животном. И, конечно же, Бог заботится о каждом человеке. Вся жизнь человеческая от начала до конца в руках Божиих: только Господь определяет день нашего зачатия и день нашего рождения, и только Он один определяет день нашей смерти.

Но качество нашей жизни, то, как мы проживем нашу жизнь, зависит не только от Господа, но и от нас самих. Господь дает нам возможности, способности, таланты и ожидает, что мы откликнемся на Его зов, будем следовать Его заповедям и станем Его последователями не только на словах, но и на деле. И человек, соприкасаясь со Христом через молитву, через Божественные таинства, через священную Литургию, который всю свою жизнь старается построить так, чтобы выполнять евангельские заповеди Господа Иисуса Христа, знает силу Божию и знает, как она может сказаться в его жизни и в жизни его ближних.

Будем просить Господа, чтобы Он дал нам такую веру, какую имела женщина сирофиникиянка. И не будем сомневаться в том, что такая вера, по слову Господа, будет способна и горы переставлять, и чудеса творить. И эти чудеса будут совершаться не только в нашей жизни, но и в жизни наших близких. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником!

23 сентября 2018 года

https://mospat.ru/ru/2018/09/23/news164134/