МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: ГОСПОДЬ ЗОВЕТ НА СВОЮ ВЕЧЕРЮ КАЖДОГО ИЗ НАС
27 декабря 2015 года, в Неделю 30-ую по Пятидесятнице, святых праотец, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма, многочисленные гости в священном сане.
После сугубой ектении владыка вознес молитву о мире на Украине.
По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем Неделю святых праотец – тех, кто были предками Господа Иисуса Христа по плоти, тех ветхозаветных праведников, имена которых вписаны в Его родословную, и тех, кто в ветхозаветные времена прославились добрыми делами, своей верой и благочестием.
Вся история Ветхого Завета наполнена ожиданием пришествия в мир Мессии, пришествия Искупителя. Как говорит апостол Павел в Послании к евреям, именно вера в Искупителя давала силы ветхозаветным праведникам исполнять повеления Божии (см. Евр. 6, 12). Даже такие малопонятные и трудноисполнимые, как повеление, которое Авраам получил от Бога, когда Господь ему сказал: «Возьми сына твоего возлюбленного и принеси его Мне в жертву»(см. Быт.22.2).
Когда, как говорит, опять же, апостол Павел, «пришла полнота времени» (см. Гал. 4. 4), Господь послал в мир Сына Своего Единородного, чтобы на Нем исполнились все обетования и все чаяния ветхозаветных людей. И благодаря подвигу ветхозаветных праведников, Господь наш Иисус Христос пришел в этот мир на подготовленную почву. Но самым большим даром Богу от человеческого рода стала Пресвятая Дева Владычица Богородица, Которая удостоилась вместить в Себя Само Предвечное Слово Божие, и через Нее пришел в этот мир Господь наш Иисус Христос.
Бог посылал человечеству Свои обильные дары. Вся ветхозаветная история наполнена рассказами о дарах и чудесах Господа. Но и человечество тоже не оставалось безответным, и в лице своих лучших представителей возвращало Богу тот дар благодарения, который проявлялся в вере и святой жизни ветхозаветных праведников. Не случайно мы вспоминаем о них в дни Рождественского поста и не случайно два воскресенья, предшествующих празднику Рождества Христова, посвящены их памяти.
Но нам следует помнить и о том, что не все оказались достойными и не все оказались избранными.
Об этом мы слышали в сегодняшней притче из Евангелия от Луки – о человеке, который позвал на свою вечерю гостей, а те стали один за другим отказываться под разными предлогами — уважительными или придуманными, этого мы не знаем. И тогда хозяин вечери велел своим слугам собрать с улиц недужных, хромых, слепых, нищих, чтобы вечеря наполнилась возлежащими (см. Лк. 14. 16-24).
В этой притче Спаситель говорит, прежде всего, о Своем народе, которому Господь дал великие обетования, и который в лице лучших своих представителей отвечал на эти обетования и дары Божии. Но когда пришел Мессия, то избранный народ не сумел принять Его и отверг посланного к нему Искупителя мира. И вот тогда Господин вечери сказал: «Если званные не были достойны, мы позовем других». И апостолы Христовы, проповедовавшие сначала среди богоизбранного народа, очень скоро поняли, что проповедовать надо и среди других людей. И пошли на распутье, пошли по всему миру — в разные страны и города, чтобы и другим народам проповедовать Слово Божие. И тогда вечеря Господня наполнилась возлежащими, ибо не бывает так, чтобы Божественный брачный пир остался без приглашенных, чтобы вечеря Господня не наполнилась. Но зачастую случается, что зовут одних, а приходят другие.
Так происходило во многие исторические эпохи. Так происходит и в наше время, когда Господь призывает самых разных людей, но не все из них откликаются на зов Божий. Есть люди, которые отвечают равнодушно, предпочитая божественному гласу свои земные дела и заботы. Как сказано в притче: один женился, другой купил пять пар волов, третий был занят еще чем-то. У каждого находится оправдание, чтобы не прийти на вечерю Господню. Но люди, которые отказываются последовать зову Божию, тем самым не Бога обижают, а лишают себя самого главного, что есть в человеческой жизни, о чем Господь сказал Марфе, когда та заботилась и суетилась о многом: «Одно только нужно на потребу» (см. Лк. 10. 42). А что это одно? Это Сам Господь наш Иисус Христос, Который призывает каждого из нас на Свою вечерю, предлагая нам в пищу – духовную, душевную и телесную – Самого Себя, чтобы мы от Него питались, принимали Его внутрь и Он Своим присутствием освящал все наше человеческое естество. Вот что такое Тайная вечеря Господня, на которую Бог зовет каждого из нас.
Мы должны помнить о том, что Господь звал многих, но не все оказывались достойными, избранными. Мы с вами все званные. И дай Бог, чтобы мы все оказались избранными и ответили на зов Божий так, как на него ответил Авраам, который, имея глубокую веру, не раздумывая, решился исполнить страшное повеление Божие и заклать своего сына; или как ответила Пресвятая Богородица на весть, принесенную Ей ангелом: «Се раба Господня; будет Мне по слову твоему» (см. Лк. 1. 38).
Будем верными рабами Господними, будем слышать зов Божий, Его голос, призывающий нас на Его святую трапезу и всем своим естеством и всеми силами откликаться на него. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии