МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: ГОСПОДЬ СВОЕЙ ОБО́ЖЕННОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПЛОТЬЮ ОСВЯТИЛ ИОРДАНСКИЕ ВОДЫ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В праздник Богоявления − Крещения Господня − мы вспоминаем событие, которое описано в трех Евангелиях: от Матфея, от Марка и от Луки, событие, с которого началось общественное служение Господа нашего Иисуса Христа.
Из Евангелий от Матфея и Луки мы знаем, что происходило до того: о Благовещении Ангела Пресвятой Богородице, о рождении Господа Иисуса Христа в Вифлееме и о событиях, которые за этим последовали. Нам известно из Евангелия от Луки о том, как двенадцатилетний отрок Иисус потерялся и потом нашелся сидящим в Иерусалимском храме и беседующим с мудрецами израильского народа. И более ничего мы не знаем о том, что происходило с Иисусом и чем Он занимался до достижения тридцатилетнего возраста, когда Христос появляется на берегах Иордана и приходит к Иоанну для того, чтобы принять от него крещение.
Иоанн именуется Предтечей, потому что его миссия предшествовала миссии Господа нашего Иисуса Христа. Он был пророком, посланным для того, чтобы приготовить путь грядущему Мессии, чтобы сказать людям, о чем будет говорить Спаситель. Проповедь Иоанна Предтечи, которая заключалась в словах: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (см. Мф. 3. 1), продолжилась в проповеди Иисуса Христа, которая началась с тех же самых слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (см. Мф. 4. 17).
Иоанн был учителем покаяния и крестил людей в покаяние и во оставление грехов. Он говорил: «Я крещу вас водою, но идет за мною Тот, Кто сильнее меня, Тот, Кому я недостоин развязать ремень обуви Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (см. Мф. 3. 16).
Когда Предтеча увидел идущего к нему Иисуса (а они никогда до того не встречались) Иоанну Духом Святым было подсказано, что это Мессия, приготовить путь Которому он пришел. Поэтому, когда Иисус в числе других людей подошел для того, чтобы принять крещение от Иоанна, тот возбранял ему и говорил: «Мне надлежит принять крещение от Тебя. Ты ли будешь креститься от меня?» (см. Мф. 3. 14). Тогда Господь ему ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (см. Мф. 3. 15).
Иоанн допускает Иисуса к крещению, Христос сходит в иорданские воды, и когда Он выходит из воды, люди видят Духа Святого в виде голубя, сходящего на Иисуса, и слышат голос Бога Отца, Который, согласно Евангелию от Матфея, говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (см. Мф. 3. 17), а согласно Евангелию от Марка, слова обращены к Самому Иисусу: «Ты есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (см. Мк. 1. 11).
Почему было необходимо Господу Иисусу Христу принять крещение от Иоанна? Потому что как человек Он начинал Свою миссию на земле. Как человек Он был продолжателем миссии того, кто пришел приуготовить Ему путь. Иоанн был первым, кто призвал людей к покаянию, первым, кто сказал, что дерево будет познаваться по плодам, что уже секира при корне дерева лежит и всякое дерево, которое не приносит доброго плода, будет срубаться и бросаться в огонь (Мф. 3. 10). Эти слова Иоанна Крестителя потом повторит Иисус. И многое другое будет делать Иисус, что сначала делал Предтеча. Также у евангелиста Иоанна мы читаем, что ученики Спасителя крестили людей, как и Иоанн Предтеча, только в другом месте (см. Ин. 4. 1-2).
Как Бог Христос приходит на Иордан для того, чтобы сошествием в иорданские воды освятить их. Он не нуждался в покаянии, в отличие от всех остальных людей, которые приходили креститься. Иисус не нуждался в оставлении грехов, потому что грехов у Него не было. Он был во всем подобен нам, людям, кроме греха. Сойдя в Иордан, Христос Своей обо́женной человеческой плотью, которая нерасторжимо была соединена с Божеством, освятил эти воды. Он принял на себя грехи тех людей, которые омывались в иорданских водах. Он понес на себе болезни и скорби человеческие. Он взял на Себя все людское страдание, открыл людям путь к воскресению из мертвых, победив смерть Своей собственной смертью.
Началом пути Его общественного служения, то есть служения людям, было крещение от Иоанна. В память об этом событии мы освящаем воду в праздник Богоявления. Мы просим о том, чтобы благодать Святого Духа сошла на эту воду подобно тому, как Святой Дух в виде голубя сошел на Иисуса, когда Он выходил из иорданских вод. Мы просим, чтобы эта вода стала великой святыней, которая дает нам телесное и душевное здравие.
Некоторые говорят, будто святая вода может заменить причащение Святых Христовых Таин и люди, которые по тем или иным причинам не могут причащаться или не успели подготовиться к Таинству, могут вместо принятия Святых Даров выпить святую воду. Это неправильное понимание. Святая вода – одна из церковных святынь, которая дается для того, чтобы помогать на нашем жизненном пути, для того, чтобы освящать наше жилище и освящать нас самих, когда мы принимаем ее внутрь. Но она никоим образом и ни при каких обстоятельствах не может заменить причастие Святых Христовых Таин, потому что, когда мы причащаемся, то мы под видом хлеба и вина принимаем в себя Тело и Кровь Самого Бога. Мы соединяемся с Богом духовно и телесно. Тело Иисуса Христа – Сына Божия и Сына Человеческого − становится частью нашего тела. Его Кровь становится частью нашей крови. И это невозможно заменить ничем: ни святой водой, ни святым елеем, ни какими-либо иными святынями, в том числе и поклонением мощам святых, к которым мы с благоговением прибегаем.
Всякий церковный праздник и всякое воспоминание о том или ином событии из жизни Господа нашего Иисуса Христа связано для нас с самым главным Таинством Церкви – Таинством Евхаристии. Мы не имеем другого способа почтить тот или иной праздник, будь то Рождество, Крещение, Сретение, Вход Господень в Иерусалим или Пасха – Воскресение Христово, кроме как отпраздновать его через Святую Евхаристию.
В зависимости от того или иного праздника Евхаристия может сопровождаться различными песнопениями, а также чинопоследованиями − например, сейчас она сопровождается чинопоследованием освящения воды. Но ничто никогда не может заменить нам то, что Господь оставил на Тайной вечери Своим ученикам и через них передал всей Своей Церкви, – причастие Святых Христовых Таин. Поэтому мы, причастившись от единой Чаши и от единого Хлеба, как говорится в молитве Литургии Василия Великого, соединившись вместе в молитве и предстоянии Богу, вознесем сейчас еще молитву о том, чтобы Господь сошествием Святого Духа освятил воды.
Будем с благоговением и радостью почерпать и принимать внутрь себя эти воды. Но будем помнить и о том, что Господь дал нам еще более сильное лекарство от всех наших духовных и телесных болезней, что Он дал нам самое главное, чем мы спасаемся, − Самого Себя. Господь сделал так, чтобы мы не просто откуда-то узнавали и слышали о Нем, как услышали голос Божий люди, которые стояли тогда на Иордане, не просто читали о Боге и обращались к Нему в молитвах, но чтобы Он жил в нас, в нашем теле, в душе, в сердце, в уме и Своим присутствием изнутри нас оживотворял наше человеческое естество.
Иоанн Креститель и Сам Господь Иисус Христос говорили людям о Царствии Небесном. Они призывали: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Но никогда и нигде ни Иоанн Креститель, ни Спаситель не объяснили, что это − Царство Небесное. Мы столько раз встречаем слова «Царство Небесное» в Евангелии от Матфея или «Царство Божие» в других Евангелиях, но нигде не видим объяснение, что же это, почему оно нам нужно, почему мы должны к нему стремиться. Мы только читаем слова Господа Иисуса Христа: «Если вам скажут, что Царство Небесное вот там или оно вот там, не верьте. Оно внутри вас» (см. Лк. 17. 21).
А что такое Царство Небесное, которое внутри нас? Это Сам Христос. Это Господь, Который пришел на эту землю для того, чтобы жить среди нас, и принял крещение от Иоанна для того, чтобы получить силы на Свою Богочеловеческую миссию. Это Сам Господь, Который пострадал и умер на Кресте для того, чтобы искупить нас от грехов и Своим Воскресением из мертвых открыл путь к воскресению всякой плоти. Аминь.
19 января 2015 г.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии