Митрополит Иларион: Господь предуготовил человечеству удивительный и особый путь спасения

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Митрополит Иларион: Господь предуготовил человечеству удивительный и особый путь спасения

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, дорогие братья и сестры!

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы мы слышим за богослужением слова: «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи». Эти слова свидетельствуют о том, что Пресвятая Богородица, предизбранная Богом стать Его храмом, вместить Его и даровать Ему жизнь на земле в естестве человека, еще ребенком была введена в древний Иерусалимский храм не только для того, чтобы через участие в богослужении и слушание слова Божия возрасти в премудрости Божией, но и чтобы ввести в этот храм Божественную благодать, которая по неизреченному промыслу Божию и Божественному предизбранию почила на Ней с самого младенчества, а, точнее – с самого Ее зачатия во чреве.

Древний Иерусалимский храм был местом, куда со всей Палестины, со всех израильских земель приходили люди, чтобы принести жертву Господу во очищение своих грехов. По крайней мере, раз в год на Пасху каждый благочестивый иудей вместе со своей семьей должен был предпринять путешествие в Иерусалим, чтобы принести в храме жертву из тельцов или козлов, с надеждой, что кровь этих животных очистит его и его близких от греха и поможет на пути к Богу.

Но Господь предуготовил не только Своему народу, но и новому Израилю и всему человечеству удивительный и особый путь спасения, который не локализован в конкретном месте (будь то Иерусалимский храм или какой-либо еще храм, или какое-либо иное место на земле). Этот путь не требует приношения многочисленных кровавых жертв, ибо связан с тем, что Сам Бог пожелал стать человеком, воплотиться и принести Себя в жертву. И уже не нужен был ни Иерусалимский храм, ни паломничество в Иерусалим на Пасху, ни принесение бесчисленных жертв и заклание жертвенных животных, ибо, как говорит апостол Павел, «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).

Для того, чтобы совершилось великое таинство Боговоплощения, нужна была благословенная Дева, Которая удостоится стать матерью Спасителя человечества. Еще от чрева матери Пресвятая Богородица была предизбрана стать Пречистым храмом Спасовым, чтобы вместить в Свое чрево и в Свое сердце Того, Кто невместим ни для человеческой плоти, ни для человеческого ума, ибо превосходит всякое человеческое разумение. Своими благочестивыми родителями Мария, трех лет отроду, была приведена в храм Божий, дабы в молитве и слушании слова Божия готовиться к великой участи, которую предначертал Ей Господь.

Прошли века. Храма Иерусалимского больше нет. А Божественная благодать, которую Пресвятая Богородица ввела в этот храм, даже после его разрушения осталась, но только не в уцелевшей его части, а в нерукотворенных храмах, которыми являются все члены нового народа Божия, нового Израиля. И когда мы собираемся в наших храмах на Божественную Евхаристию, чтобы вознести молитвы Господу, соединиться со Христом в причастии Святых Христовых Таин, то Пресвятая Богородица всегда пребывает с нами. И нет такого православного храма, в котором не было бы иконы Пресвятой Богородицы, и где бы Ее в молитве не призывали верующие. Ведь всякий раз, обращаясь к Богу, мы вспоминаем и Пречистую Богородицу. И всякий раз, когда мы совершаем Таинство Евхаристии, Пресвятая Богородица незримо присутствует среди нас. И сразу после молитвы о том, чтобы Святой Дух сошел на хлеб и вино и они стали Телом и Кровью Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, мы с благоговением кланяемся Господу, предлежащему перед нами в Своих Честных Дарах, а затем возглашаем: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице…», поминая Ее как стоящую во главе сонма святых, Которую Господь удостоил по Своей святости быть Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим.

Я хотел бы всех нас сердечно поздравить с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы и пожелать, чтобы наше собственное введение во храм продолжалось до конца наших дней, став предвестником и предвкушением жизни будущей, где все угодившие Богу причащаются Божественной благодати вместе с Пресвятой Богородицей и со всеми святыми.

4 декабря 2018 года

https://mospat.ru/ru/2018/12/04/news167542/