МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: ГОСПОДЬ ОЖИДАЕТ ОТ КАЖДОГО ИЗ НАС БЕЗГРАНИЧНОЙ И БЕЗУСЛОВНОЙ ВЕРЫ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем евангельском чтении из Евангелия от Матфея мы слышали о том, как сотник обратился ко Господу Иисусу Христу с просьбой об исцелении его отрока. И когда Господь сказал, что Он готов прийти и исцелить его, сотник произнес слова: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8. 8). И как бы объясняя эту свою просьбу, он начинает рассказывать Господу Иисусу Христу о своей военной службе: «Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф. 8. 9).

Читая этот рассказ, мы спрашиваем себя: а для чего сотник стал рассказывать Господу Иисусу Христу о том, как устроена его военная служба? Может быть, он думал, что Господь об этом не знал? Или на то были какие-то другие причины? На самом деле сотник об этом говорит, потому что он показывает: есть такие ситуации, когда слово произносится, и оно исполняется. Например, в армии все построено на принципе исполнения приказов: вышестоящий отдает приказ, а человек, который стоит ниже, приказ выполняет. И он не может поступать по-иному, не может думать, анализировать, спрашивать, правильный это приказ или неправильный. Ему приказывают – он действует.

По такому же образцу устроена Церковь. Человек, который поступает на церковную службу, тоже выполняет волю не свою, а того, кто над ним старший, притом не потому, что это воля старшего, а потому что через это, как он верит, исполняется воля Божия. И весь организм Церкви, вся церковная иерархия построены на этом принципе. Если архиерей что-то говорит священнику, а священник начинает раздумывать, правильно это или неправильно, если архипастырь говорит сделать так, а священник будет думать, что, может, ему лучше поступить по-другому, то весь церковный организм разрушится. Тогда не будет ни дисциплины, ни порядка, ни иерархии.

Апостол Павел говорит об этом, что Церковь подобна телу, и у тела есть разные органы – более почетные и менее почетные, те, которые на виду, и те, которые скрыты, но это не значит, что одни важнее других. Это не значит, что если ты «нога», а не «рука», то должен в чем-то чувствовать себя ущербным. В теле Церкви каждому Господь уделяет свое служение, и не потому, что один человек более достоин, а другой достоин менее. Может случиться так, что менее достойный окажется выше, а более достойный – ниже, тем не менее, старший отдает приказания младшему, а младший эти приказания выполняет. На этом и держится вся земная организация Церкви.

Если обратиться к Евангельскому рассказу, который мы сегодня слышали, можно увидеть, что сотник потому рассказывает Иисусу о том, как происходит в армии, что он верит: слово Спасителя будет способно исцелить его отрока. Он верит, что достаточно Христу только слово произнести, и исцеление произойдет, потому что уверен: в духовном мире команды, исходящие от Господа, выполняются так же четко и беспрекословно, как в армии выполняются команды начальника. Вот почему он и говорит Господу эти слова.

А что отвечает Иисус Христос? Он говорит: «И в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8. 10). Господь проповедовал народу израильскому – людям, которые верили в единого истинного Бога, людям, у которых было Священное Писание, людям, которые знали и чтили закон Моисеев, а откликались на Его проповедь язычники, те, кто не знал истинного Бога, но, подобно тому капернаумскому сотнику, чувствовали, что в этом Человеке есть особая сила, что Он не простой человек и не просто пророк. Они верили, что Ему достаточно сказать слово, и сбудется самое заветное желание, которое человек имеет. Даже в дом Ему приходить не обязательно, даже прикасаться к больному нет нужды – достаточно только слово сказать, и чудо произойдет.

Господь сказал окружающим Его людям: «И в Израиле не нашел Я такой веры», потому что Он хотел, чтобы пример этого человека послужил в назидание окружающим. С тех пор и по настоящее время поступок капернаумского сотника является назиданием для тысяч и миллионов людей. Это, прежде всего, пример крепкой и твердой веры.

Мы не знаем, откуда тот человек приобрел ее. Он не был среди учеников Спасителя, не был среди тех, кто веровал в единого Бога. Но он проявил такую веру, которой Господь не нашел даже в Израиле. И Господь поэтому сказал, что на лоне Авраамовом возлягут не те, которые для этого предназначались, а те, которые проявят веру, и это будут люди не из богоизбранного народа, а люди из разных народов – те, которые уверовали в Спасителя, кому Господь открыл путь к истинной жизни и которые последовали Его призыву (Мф. 8. 11-12).

Святое Евангелие научает нас тому, чтобы мы крепко веровали в Бога. Научает тому, чтобы все, что от Него исходит, мы исполняли беспрекословно, не раздумывая. Так Авраам, когда Господь сказал ему: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22. 2), не раздумывая, встал и пошел. Авраам шел трое суток, он мог сто раз вернуться назад, мог передумать, засомневаться или поколебаться. Но ничего этого не произошло: он  шел и шел до той самой горы, которую ему Господь указал, он возложил сына своего на жертвенник, занес над ним нож, и тогда ангел Господень явился, остановил его руку и сказал от лица Господа: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня (Быт. 22. 12). Вот такой веры, безграничной и безусловной, Господь ожидает и от каждого из нас. Такую веру проявил римский сотник, о котором мы сегодня слышали.

Не каждому дается такая вера, не каждому легко бывает смириться с тем, что посылает Бог, ибо пока у нас все хорошо, мы благодарим Его и радуемся, что Господь нам помогает. Но как только на нашу долю выпадают несчастье, скорби или болезни, мы начинаем сомневаться, колебаться, унывать, и уже и вера наша ослабевает, а иной раз исчезает совсем.

Будем научаться из этих евангельских и ветхозаветных примеров той вере, которой Господь от нас ожидает. Будем помнить, что если мы проявим такую веру, то Господь всегда и во всем нам поможет и никогда нас не оставит. Будем просить Бога даровать нам такую веру. Будем молиться, чтобы Он укрепил нас в вере через причащение Святых Христовых Таин, через чтение Евангелия и через всегдашнее воспоминание о том, чему Господь нас научил. Аминь.

2 июля 2017 года

https://mospat.ru/ru/2017/07/02/news148071/