Митрополит Иларион: Господь каждого человека призывает к покаянию

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Митрополит Иларион: Господь каждого человека призывает к покаянию

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста на вечернем богослужении мы слышим чтение из книге Бытия, в которой, в частности, рассказывается о том, как Господь сотворил небо и землю, как Господь избрал Авраама, чтобы он стал отцом множества народов. Мы слышим и много других историй, которые ценны и сами по себе, но еще и потому, что в христианском Священном Предании они воспринимаются как прообразы жизни и страданий Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Церковь неслучайно в дни Великого поста предлагает нам именно эти библейские ветхозаветные чтения, призывая нас задуматься о смысле этой священной истории, которая предшествовала пришествию в мир Господа Иисуса Христа. Чтобы, обратившись к этим священным страницам, на которых перед нами раскрывается жизнь ветхозаветных праведников, мы осознали, что Господь каждого человека призывает к покаянию.

Богослужебные тексты, которые звучат на богослужениях Великого поста, очень часто являются комментарием к тем библейским книгам, которые читаются за богослужением. Они говорят нам о том, как мы должны воспринимать эти книги и рассказы из священной ветхозаветной истории. Весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского именно на этом построен. Он говорит нам о том, как мы должны эти ветхозаветные повествования применять к своей ситуации, к своей душе и к нашему времени.

Сегодня мы слышали рассказ о том, как ветхозаветный праведник Ной насадил виноградник, потом выжал из него вино и вкусил этого вина. И так как прежде люди никогда не возделывали виноградники и не знали, какое действие оказывает вино, то этот пожилой человек опьянел и лежал, как сейчас говорят, в нетрезвом состоянии и в неприглядном виде. У Ноя было трое сыновей. И один из этих сыновей, увидев своего отца, лежащего обнаженным, посмеялся над ним и позвал других сыновей для того, чтобы они тоже посмеялись над своим отцом. Но они, целомудренно прикрыв его, не сделали того, чего ожидал от них брат. И когда Ной проснулся, протрезвел и понял, что с ним произошло, то он, узнав, как отреагировали на произошедшее его сыновья, проклял Хама, который открыл наготу своего отца. И с тех пор имя Хама стала нарицательным. И даже русское слово «хамство», которое означает не совсем то, что сделал Хам, все-таки указывает на грубое и наглое поведение человека по отношению к ближнему.

В этом библейском повествовании предстает перед нами человек, который решил посмеяться над немощью, над слабостью и над грехом другого человека. Но как же часто и мы в своей жизни повторяем этот грех. Как часто возникают рядом с нами ситуации, когда мы видим, что человек оступился, что он пал, сделал не то, что надо, что он ведет себя не так, как следовало бы, и вместо того, чтобы ему посочувствовать, как-то помочь, или, по крайней мере, помолиться за него, мы насмехаемся над этим человеком, осуждаем и рассказываем другим о том, как неправильно он поступает и как плохо он себя ведет. И вольно или невольно мы повторяем тот самый грех, о котором говорится в сегодняшнем библейском рассказе.

Святая Церковь неслучайно в течение всего года на воскресных, субботних и будничных богослужениях питает нас словами святого Евангелия. Каждый день мы имеем возможность вкушать от этого источника жизни. Но в дни Великого поста по будням, Церковь, призывая нас к сугубому покаянию, предлагает нам чтения не из Нового Завета, а из Ветхого Завета, чтобы из этих библейских историй мы научались тому, что такое грех и что такое покаяние.

Будем в дни Великого поста приходить на богослужения, вслушиваться в слова Священного Писания, в слова священных гимнов, а дома, по возможности, читать и перечитывать эти священные рассказы, чтобы они отпечатлелись в нашей душе и в нашем сердце, чтобы мы в нашей жизни поступали так, как поступали ветхозаветные праведники.

В дни Великого поста постараемся исследовать свое сердце, чтобы искоренить из него грех, злобу, несправедливое отношение к нашим ближним и чтобы воплотить в жизнь те слова, которые мы каждый день слышим в молитве святого Ефрема Сирина: «даруй зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Аминь.

.https://mospat.ru/ru/2018/03/15/news157835/