Митрополит Иларион: Главное в жизни человека – его взаимоотношения с Богом

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вы, наверное, заметили, дорогие братья и сестры, как долго стоит солнечная, ясная погода: уже третью неделю светит солнце, на небе ни одного облачка. Под живительными солнечными лучами начали распускаться на деревьях почки и весна вступила в свои права. Это, конечно, не значит, что вновь не придут тучи, что снова не выпадет снег и не настанут кратковременные морозы, но после них обязательно вновь  засияет солнце, а затем после весны наступит благодатное лето.

Так происходит и в духовной жизни человека. Бывают периоды, когда человека словно сковывают тьма и холод, у него опускаются руки и ему кажется, что обстоятельства жизни складываются таким образом, что и жить невозможно, потому что столько трудностей, проблем, испытаний выпадает на его долю. И он не находит в себе сил, чтобы со всем этим справиться.

Но верующий человек знает, что даже если все небо закрыто тучами – за этими тучами сияет солнце. Те из нас, кто много летает на самолетах, часто это видят: когда самолет поднимается в воздух, он сначала попадает в гущу облаков, а затем – на солнечную поляну; земля вся покрыта облаками, на земле сумрачно, но солнце все равно сияет.

То же самое происходит и в духовной жизни человека. Когда кажется, что нет в жизни света, человек обращается в молитве к Богу, приступает к Таинствам исповеди и святого причащения, и вдруг либо он остается на земле, но тучи рассеиваются и сияет солнце, либо душа его взмывает к Богу, преодолевая толщу облаков, и человек наслаждается лучами солнца.

Есть солнце чувственное, а есть солнце мысленное, как говорят нам святые отцы. Есть солнце, которое дает жизнь всему живому на земле, а есть солнце, которое оживотворяет душу каждого человека. И это солнце – Сам Господь Бог. Как говорит нам Священное Писание, «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1.5). Тьма может присутствовать в жизни человеческой, она может объять наши души, но Бог по Своей природе является Светом, который озаряет сердце человека, просвещает и освящает изнутри человеческое естество, позволяя во всем происходящем видеть присутствие Божие, руку Господню.

Откровение Божественного света ниспосылается людям по-разному. Кто-то из святых удостоился созерцать этот свет. Святые отцы оставили нам свои писания о том, как этот свет озаряет душу и сердце человека. Об этом писали преподобный Симеон Новый Богослов в XI веке, святитель Григорий Палама в XIV веке, чью память мы сегодня празднуем. Уже в XX веке об этом писал приснопамятный отец Софроний, ученик старца Силуана Афонского. Этот опыт передается главным образом в монашеской традиции из поколения в поколение. Люди, достигающие больших духовных высот, созерцают Божественный свет так, как созерцали Фаворский свет, исходящий от Господа Иисуса Христа, апостолы, когда были с Ним на горе Преображения.

Многие люди не видят Божественного света так, как его созерцали святые. Но это не значит, что свет не присутствует в их жизни, ведь Бог каждому человеку открывается по-разному. Очень часто Господь открывается через события нашей жизни. Бог всегда рядом с нами, Он всегда близок к нам, но не всегда мы оказываемся рядом с Ним и не всегда мы к Нему близки. Господь всегда готов нам открыться и войти в наше сердце, но наше сердце не всегда открыто по отношению к Нему. А иной раз греховная тьма заволакивает наш небосклон и солнечные лучи не могут через нее пробиться. Свет Царства Божьего не может пробиться через наши земные заботы, когда, например, мы стоим на богослужении и слышим священные слова, но наш ум и наше сердце продолжают жить тем, что мы оставили за порогом храма: беспокойствами, воспоминаниями о том, что прошло или страхами перед тем, что еще не наступило. И вместо того, чтобы использовать драгоценные минуты молитвы, чтобы приобщиться к этому мысленному Солнцу, мы продолжаем внутренне пребывать во тьме, обуреваемые посторонними мыслями, тем самым обкрадывая себя, лишая сокровища молитвы, богообщения и богомыслия.

В дни Великого поста Святая Церковь напоминает нам, что самое главное в жизни человека – его взаимоотношения с Богом. Сегодня, во вторую неделю Великого поста, Церковь неслучайно предлагает нам вспомнить святителя Григория Паламу, который защищал учение о Божественном свете и оставил нам свои писания. Если вы их еще не прочитали, обязательно прочтите. Они переведены на русский язык, их можно приобрести в православных книжных магазинах, а также найти в интернете. Через эти писания вы узнаете многое о том, как Господь Своим Божественным светом озаряет душу человека; вы узнаете о цели христианской жизни и о цели монашеского аскетического делания.

Святая Церковь напоминает нам святителе Григории Паламе для того, чтобы мы вдохновились на собственный постнический подвиг и осознали, что путь Великого поста – это не просто время, когда мы лишаем себя каких-то земных радостей и наслаждений, отказываемся от скоромной пищи; это время, когда мы можем приблизиться к Богу, расцвести под Его животворными и спасительными лучами, и хотя бы на шаг или несколько шагов приблизиться к тому, что является целью христианской жизни – Царствию Небесному. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником! Храни вас всех Господь!

20 марта 2022 года

https://mospat.ru/ru/news/89087/