Митрополит Иларион: Духовная жизнь не строится по принципу достаточности

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В субботу первой седмицы Великого поста православные верующие причащаются Святых Христовых Таин. Эта традиция восходит еще к дореволюционному периоду, когда люди причащались редко – некоторые раз в год, самые благочестивые четыре раза в год: в дни продолжительных постов, а еще в свой день ангела. В первую седмицу Великого поста все говели, а в субботу приходили к причастию Святых Христовых Таин.

Сегодня за Божественной литургией мы слышали рассказ евангелиста Марка о том, как Господь Иисус Христос вместе со Своими учениками проходил засеянными полями, и как ученики стали срывать колосья, растирать их руками и есть, чего не положено было делать в субботу. Фарисеи, увидев это, осудили учеников Господа, но Христос ответил им: «Не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк. 2.27).

Господь тем самым показал, что все правила и установления, которые существуют в религиозной жизни, направлены на то, чтобы помочь человеку на его духовном пути к Богу. И что правило создается для человека, а не человек для правила.

Иной раз люди спрашивают: как часто нужно причащаться и исповедоваться? Достаточно ли причащаться раз в месяц или один раз за пост?

Духовная жизнь не строится по принципу достаточности или минимума. Если мы живем с Богом, то за каждой Божественной литургией желаем причащаться Святых Христовых Таин. И всякий раз, когда мы приходим в храм на Божественную литургию, мы слышим слова священника, призывающие нас: «Со страхом Божиим и верою приступите!» Но, конечно, к причастию нужно подходить должным образом подготовленным. Нельзя причащаться лишь из-за того, что совершается Литургия или из-за того, что мы пришли в храм. Мы причащаемся, когда душа наша жаждет соединения с Богом, когда наше сердце открыто навстречу Богу и когда мы готовы принять внутрь себя Самого Спасителя мира – Господа нашего Иисуса Христа.

Святая Церковь неслучайно в дни Великого поста установила дни, когда вообще не положено совершать Литургию – ни полную, ни Литургию Преждеосвященных Даров. По понедельникам, вторникам и четвергам Великого поста Литургия не совершается. И если в эти дни мы бы захотели причаститься, Святая Церковь не предоставила нам такой возможности. За исключением болящих, немощствующих, умирающих, которые в таком случае будут причащаться запасными Святыми Дарами. 

Церковь не случайно установила безлитургийные дни, чтобы мы почувствовали внутренний голод, внутреннюю жажду, и поняли, что не на всякий день позволяется нам приступать к Святым Христовым Тайнам, а тогда, когда мы подготовились к причастию, очистили себя таинством покаяния и постом. 

Великий пост – время покаяния, когда мы переосмысливаем свою жизнь и набираемся сил для дальнейшего духовного подвига. Зачастую люди жалуются, что Великий пост проходит для них тяжело. Кому-то трудно дается соблюдение диетических предписаний, отказ от тех или иных видов пищи; кому-то сложно часто посещать богослужения. Для кого-то пост создает еще какие-то дополнительные трудности. Это связано не с тем, что Церковь установила что-то неправильно или недостаточно продумала, а с тем, что мы не всегда готовы принять то, что предлагает нам Церковь. Но все, что предлагает нам Церковь, направлено на наше спасение, на исцеление нашей души и нашего тела. 

Будем проходить поприще Великого поста, с благодарностью Господу за то, что Он создал для нас Святую Церковь, а нас сделал ее членами. Будем просить Бога, чтобы Он помог нам в дни Великого поста принести достойный плод покаяния и подготовиться к светлому празднику Христова Воскресения. Чтобы дни Великого поста были для нас очистительными и спасительными на нашем пути к Царствию Небесному. Аминь.

20 марта 2021 года

https://mospat.ru/ru/news/86832/