Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал: Христа

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня святая Церковь празднует память святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, который в конце IV - начале V вв. свидетельствовал о Христе через свои многочисленные проповеди и писания. И сегодня же мы вспоминаем Федора Михайловича Достоевского, нашего русского писателя, в связи с тем, что исполнилось 140 лет со дня его блаженной кончины. Его кончина была подлинно христианской, непостыдной, мирной. Он скончался в окружении своих близких, исповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин, в мире с Богом, с людьми и со своей совестью.

Достоевский был воспитан в христианской вере. С младенчества посещал храм Божий.  Хорошо знал Священное Писание по детской книге, которая у него была, по которой учила его читать родная матушка. Узнавал он о христианской вере и от законоучителя – диакона, который приходил в их семью.

Но когда наступила пора молодости и, особенно, когда пришла к нему первая литературная слава, в это время под влиянием старших он увлекся разными учениями, в том числе теми, которые предлагали строить народное счастье без Бога. Он стал ходить в кружок, где обсуждались различные пути переустройства общества. Одни говорили: «Для того, чтобы сделать людей счастливыми, надо свергнуть монархию». Другие возражали: «Свергать монархию не надо, а надо только дать конституцию». Были разные проекты, касающиеся того, как надо устроить народное счастье. 

Достоевский ходил на эти собрания, и на одном из них он зачитал вслух письмо литературного критика Белинского к Гоголю. Гоголь глубоко исповедовал православную веру, и в своей книге «Выбранные места из переписки с друзьями» многое сказал в защиту веры и святой Церкви. Но Белинский, который был атеистом, ненавистником Церкви и Христа, в своем письме обрушил резкую критику на труд Гоголя, а Федор Михайлович, тогда еще молодой человек, будучи под сильным влиянием Белинского, зачитал его письмо. 

Этого было достаточно, чтобы Достоевского приговорить к смерти вместе с другими членами этого кружка. Он был уже выведен на плац, поставлен на эшафот вместе с другими изменниками Родины, был зачитан смертный приговор… Жить ему оставалось, как он думал, всего несколько минут. Но буквально в последние минуты смертный приговор был заменен каторгой, на которой Достоевский провел долгие четыре года. А потом еще несколько лет нес солдатскую и офицерскую службу.

Эти годы стали временем его духовного перерождения, как он сам это называл, перерождением убеждений. Из человека, который, по-видимому, сочувствовал социалистическим идеям, Достоевский превратился в убежденного монархиста, сторонником не революционного, а эволюционного развития общества. Он возвратился к твердой христианской вере, в которой был воспитан, и от которой чуть было не отошел под влиянием Белинского и других грезивших революцией.

После долгих лет каторги и солдатчины Достоевский возвратился к литературному труду, но уже на ином уровне. Он стал не просто писателем-романистом, который придумывал литературные сюжеты, а пророком Божиим, через которого с русским народом говорил Бог. Только свою пророческую весть он облекал не в богословские, а в литературные произведения. Достоевский наделял своих героев теми чертами, которыми обладал сам, которые любил или ненавидел в других людях. Через свои произведения он показывал, каким путем ведет Свой народ Господь, и каким путем хотят его повести люди, мечтающие создать народное счастье без Бога.

Во времена молодости Федора Михайловича те, кто грезили революцией, были по большей части обычными мечтателями. Но к тому времени, когда он уже вернулся с каторги, революционное движение в России окрепло, и от мечтаний и разглагольствований революционеры приступили к конкретным действиям. Прежде всего, это были террористические акты, которые они совершали. Убивали студентов, тех, кто не нравились им своими убеждениями, покушались и на самого царя.

В тогдашнем интеллигентском и даже аристократическом обществе было много людей, которые сочувствовали революционерам. И совсем немногие узрели в революционной идеологии ее подлинное бесовское нутро. Одним из таких людей был Федор Михайлович Достоевский, а другим чуть позже станет святой праведный Иоанн Кронштадтский.  

Федор Михайлович посвятил революционерам роман под ярким и красноречивым названием «Бесы», где изобразил тех, кто спустя четыре десятилетия придут к власти, и чья идеология восторжествует. Он был подлинным пророком, ибо видел, в какую бездну скатывается страна под влиянием этих идеологов.

Перед глазами своих читателей Достоевский начертывал подлинно христианский идеал. Еще на каторге он осознал, что единственный идеал, который можно предлагать людям в качестве абсолютного ориентира, – это Господь Иисус Христос. Когда Федор Михайлович приехал в Тобольский острог, его встретили жены декабристов – три женщины, которые уже четверть века прожили в Сибири. Одна из них вручила ему Евангелие. Это была единственная книга, которая была позволена каторжникам. Все другие книги у них изымались, а также бумага, перья и карандаши, которые тоже нельзя было держать у себя. Но читать Евангелие было разрешено. И Федор Михайлович ночью держал его под подушкой, а днем читал.

Вдоль и поперек он изучил эту священную книгу. Она оказала на него столь обновляющее, преображающее и сокрушающее влияние, что он полностью переродился под ее влиянием. И в его романах мы постоянно встречаем ссылки на Священное Писание, евангельские образы, а в самый кульминационный момент за автора начинает говорить евангельский текст, который он приводит и цитирует. Достоевский через свое творчество, романы, а также публицистику, которой активно занимался в последние годы жизни, всегда проповедовал евангельский идеал – Христа.

Федор Михайлович был тяжело болен. Он страдал эпилепсией, тяжелым легочным заболеванием, и его кончина была преждевременной. Но это была подлинно христианская кончина человека, который все свои силы отдавал проповеди Христа. Достоевский не был богословом, но он был пророком. А после своей смерти он стал еще и апостолом, потому что его произведения стали переводиться на многие языки. Сегодня, наверное, нет такого языка на целом свете, на который не переведены произведения Федора Михайловича Достоевского. Многие люди во всем мире в разных странах знают о России, прежде всего, потому, что они читают Достоевского. И о Православии, о русском старчестве, о монастырях многие узнают теперь именно из его произведений.

Сегодня в день 140-летия кончины писателя мы совершили заупокойное поминовение с молитвой о том, чтобы Господь простил ему все прегрешения, вольные и невольные, и сотворил ему вечную память. 

В наше время многие говорят о том, что народу нужны идеалы, что если у народа их не будет, то он не сможет двигаться вперед. Федор Михайлович Достоевский указал идеал, на который все мы призваны ориентироваться, – это Господь наш Иисус Христос. По возвращении с каторги он написал Наталье Дмитриевне Фонвизиной, женщине, которая подарила ему Евангелие, что за годы каторжной жизни у него сложился очень простой символ веры, который заключается в следующем: "верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа..." И, действительно, Богочеловеческая личность Господа Иисуса Христа всегда присутствовала в его жизни, всегда предстояла перед его духовным взором, и этот идеал он начертал и перед своими современниками, и перед всеми нами.

Поэтому с благодарностью Богу мы вспоминаем Федора Михайловича Достоевского – великого русского человека, пророка и апостола нашего народа – и молимся о том, чтобы Господь упокоил его, идеже праведнии упокояются. Аминь.

9 февраля 2021 года

https://mospat.ru/ru/news/decr-chairman/60765/