МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: ЧЕРЕЗ КРЕСТ ХРИСТОВ НАМ ОТКРЫВАЕТСЯ ПУТЬ К ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Мы завершили празднование Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Крест Христов вновь внесен в алтарь и теперь только на Крестопоклонной неделе, в середине Великого поста, он будет изнесен для поклонения, когда мы вновь будем нуждаться в сугубом утешении Креста Господня.
Но Крест Христов всегда остается с нами: каждый из нас носит его на теле, ограждает себя крестным знамением, обращается ко Кресту в ежедневной вечерней молитве. Крест Христов всегда перед нашим духовным взором, он защищает от всякого зла, укрепляя каждого из нас в несении жизненного креста, возложенного на нас Господом.
Сегодня в евангельском чтении мы слышали притчу Господа Иисуса Христа о человеке, который был должен своему господину 10 тысяч талантов. Этот огромный долг — тонны серебра, сумму, которую мог задолжать императору высокий государственный сановник – заимодавец простил своему должнику, а тот уже через несколько минут, увидев человека, долг которого был незначительным, не только не простил ему, но повелел бросить в темницу и продать его имущество (см. Мф. 18, 23-31).
В этой притче Господь Иисус Христос прежде всего показывает нам, что все мы должники перед Богом. Все блага, которые имеем, мы получили от Господа, начиная с дара жизни, ведь Господь даровал нам земную жизнь и по Своей милости благоволил каждому из нас прийти в этот мир. Миллионы людей не пришли в этот мир по злому человеческому умыслу, по злой человеческой воле, воспрепятствовавшей Богу привести их к жизни. Но нас с вами Господь привел не только в жизнь материальную, но и в жизнь духовную, сделав чадами Своего Небесного Царствия. Бог привел нас в Церковь – спасительный Ноев ковчег, который несет нас по волнам житейского моря к тихой гавани Царства Небесного.
Если каждый из нас оглянется на прожитую жизнь с благодарностью Богу, то увидит, что обязан Ему очень многим. Как мало мы прибавляем к дарам, ниспосылаемым нам Господом; как мало прилагаем усилий, чтобы приумножить те деяния, которые Господь совершает через нас. В лучшем случае мы иногда являемся Его соработниками, но зачастую выходит наоборот, и наша воля протестует против воли Творца. Нередко мы пытаемся идти наперекор Его заповедям, а потом приходим на исповедь, раскаиваемся, но после вновь и вновь согрешаем.
Тот долг, который мы имеем перед Богом, во много раз превосходит долг немилосердного заимодавца, ибо его невозможно исчислить ни материальным богатством, ни денежными единицами. Господь и не ожидает от нас, что мы возвратим этот долг, но Он желает, чтобы мы не сопротивлялись Его благой воле.
За каждой Литургией мы слышим молитву, которую произносим по нескольку раз в день. В ней есть такие слова: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должниками нашим. Эти слова о том, что Господь дал нам силы, способности и все остальное для того, чтобы творить добрые дела, и если мы не будем искренно прощать наших должников, то и Бог не простит нас.
Мы в неоплатном долгу перед Богом, ибо нет ничего ценнее человеческой жизни. Жизнь дороже золота, никто не в состоянии определить её цену. А если нам что-то должны люди, то, как правило, это или небольшие денежные суммы, или благодарность в ответ на оказанные нами услуги. Делая добро ближнему, мы всегда рассчитываем, что оно вернется к нам сторицею; давая в долг, мы зачастую надеемся, что нам возвратят с процентами.
Но Господь научает нас благотворить, не ожидая ничего взамен. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Психологически бывает трудно преодолеть в себе желание возвратить то, что, казалось бы, принадлежит нам по праву. Ведь сделав человеку добро, мы надеемся на взаимность или, по крайней мере, на благодарность с его стороны. И почему мы должны просто так, не ожидая ничего взамен, помогать другим людям? Ведь те запросто, как говорят, могут «сесть нам на шею», и чем больше мы будем делать им добра, тем больше они будут от нас требовать.
Так рассуждает земной человек. И это вполне естественно, потому что у него есть врожденная потребность защищать свое, и в этой жизни в первую очередь он стремится приобрести что-то для себя.
Господь учит нас жить по Своим заповедям, исполнение которых порой противоречит природным инстинктам и социальным мотивам человека. Но если бы эти заповеди невозможно было исполнить, то в истории нашей Церкви не было бы таких людей, которые слышали голос Господа и, принимая его всем сердцем, повиновались Ему. Их образы, в которых так заметно сходство с образом Отца Небесного, изображены на наших иконостасах, на фресках наших храмов; мы читаем их жития, их имена записаны в церковном календаре. Это святые – люди, исполнившие Божественные заповеди, кажущиеся по земным меркам неисполнимыми.
Какая же сила способствовала им? Откуда они черпали ее, чтобы бороться с земными инстинктами и идти против обыденной человеческой логики? Эту силу давал им Крест Христов, который из орудия казни стал величайшим символом победы. Казалось бы, крест был создан человеческими руками, чтобы совершилась великая в истории несправедливость, но Бог обратил эту несправедливость в победу над злом, над грехом, над смертью. И теперь через Крест Христов нам открывается путь к вечной жизни и воскресению. Через Крест нам подаются силы исполнять Божественные заповеди. И если Господь говорит нам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас» (см. Мф. 5, 44), значит, именно так мы и должны поступать.
У каждого из нас есть враги и такие недоброжелатели, о которых апостол Павел сказал: «Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, Бог дал мне занозу в тело – ангела Сатаны» (см. 2 Кор. 12, 7). У каждого из нас есть такой ангел, Господь приставил его к нам, чтобы испытать нас в терпении, смирении, чтобы у нас хватило сил бороться с ним и достойно ему противостоять — не опускаясь до его уровня, а следуя заповеди любви к врагам, которую утвердил Иисус Христос.
Для того, чтобы идти путем спасения, мы черпаем силы у Креста Христова и от Самого Господа Иисуса Христа. Через Свой Крест Он подает нам все необходимое для победы над нашими врагами. И как когда-то равноапостольный император Константин, еще будучи язычником, увидел во сне Крест Христов и слова: «Сим победиши», так и мы, встретив знамение будущего бессмертия, поклоняемся Кресту Христову как символу победы Бога над человеческим злом, победы жизни над смертью, и просим Господа, чтобы дал нам силы на узком и тернистом пути спасения, по которому Он заповедал идти каждому из нас. Аминь
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии