МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: БУДЕМ ПРОСИТЬ ГОСПОДА О ТОМ, ЧТОБЫ СЕРДЦЕ НАШЕ ВСЕГДА БЫЛО ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ К ЕГО ПРИСУТСТВИЮ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В Святую и Великую среду мы совершаем последнюю Литургию Преждеосвященных Даров и в последний раз в этом литургическом году читаем молитву святого Ефрема Сирина. Уже с завтрашнего утра мы будем вспоминать Тайную вечерю и затем – события последних часов земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Этим воспоминаниям в литургическом календаре нашей Церкви предшествует воспоминание вечери в Вифании, о которой мы сегодня слышали в чтении из Евангелия от Матфея. Во всех четырех Евангелиях рассказывается, как однажды к Господу Иисусу Христу, когда Он возлежал на вечере, подошла женщина с драгоценным сосудом мира. Но четыре Евангелия содержат три разные версии этого рассказа. Или, может быть, это рассказ о двух либо трех разных событиях? Евангелисты Матфей и Марк рассказывают, что произошло за два дня до Пасхи, когда Господь Иисус Христос возлежал в дому Симона прокаженного, о котором мы больше ничего не знаем из Евангелия: женщина с сосудом драгоценного мира подошла к Господу и начала возливать это миро Ему на голову.

Евангелие от Иоанна повествует о том, что за шесть дней до Пасхи Христос пришел в Вифанию. Он был на вечере, где присутствовали Лазарь, недавно воскрешенный из мертвых, и две его сестры – Марфа и Мария. И согласно евангелисту Иоанну, именно Мария подошла к Спасителю и возлила драгоценное миро не на главу Иисуса, а на Его ноги.

В Евангелии от Луки есть еще одна история, которая произошла, может быть, не в Вифании и вообще не в Иудее, а в Галилее. Евангелист Лука свидетельствует, что Господь был в дому Симона фарисея, где к Нему подошла женщина-грешница и возлила миро Ему на ноги, обливая их слезами и вытирая своими волосами.

Три эпизода, а точнее, два – если считать, что Иоанн, Матфей и Марк рассказывали об одном и том же событии – описаны в Евангелиях. В литургическом предании нашей Церкви все эти эпизоды слились в один, и в богослужебных текстах, которые звучали вчера вечером и сегодня утром за богослужениями, мы слышим о женщине блуднице, которая подошла к Господу Иисусу и помазала ноги Его миром. Мы также слышали трогательное песнопение, которое принадлежит инокине Кассии – одной из немногих в древней Церкви женщин-гимнографов; в нем рассказывается о том, как во многие грехи впавшая жена, ощутив Божество Господа Иисуса Христа, взяла на себя чин мироносицы, приступила к Нему и возливала миро на Его ноги.

Различия в евангельских повествованиях, которые мы наблюдаем, могли быть вызваны тем, что один и тот же эпизод рассказывался со слов разных свидетелей, а когда разные люди видят  одно и то же, то каждый воспринимает и запоминает происходящее немного по-своему. Посему, когда в суде заслушиваются свидетельские показания, задача судьи заключается в том, чтобы их сравнить, выявить отличия и то, что между ними есть общего. Точно так же и евангельские рассказы являются свидетельскими показаниями, и каждый из евангелистов либо сообщает о событии, которое сам видел, либо рассказывает со слов одного из свидетелей. Поэтому вполне естественно, что каждый из них может рассказать эту историю немного по-разному, но смысл ее от этого не меняется.

Сегодня мы слышали версию этой истории из Евангелия от Матфея. Когда женщина возлила драгоценное миро на голову Иисуса Христа, ученики начали роптать, говоря: «К чему такая трата? Почему нельзя было продать это миро, а вырученные деньги раздать нищим» (Мф. 26,8). В Евангелии от Иоанна эти слова вкладываются в уста Иуды, который от лица учеников сетует о том, что произошла такая растрата мира (Ин. 12. 4-5).

Обратим внимание на то, что ни в одном из других Евангелий Иуда ничего не говорит до того момента, как приходит со стражей и целованием предает Сына Человеческого. Но евангелист Иоанн доносит до нас слова этого человека с двоящимися мыслями и чувствами, с двоящимся сердцем, который уже замыслил предать Спасителя и уже измеряет жизненные ценности в денежных единицах. Своего Учителя он оценил в 30 сребреников, точнее, эту цену назначили фарисеи и первосвященники, которым он решил предать Христа. А драгоценное миро предатель оценил в 300 динариев. Это большая по тем временам сумма и, действительно, можно было ее потратить на другие нужды, но, как повествует евангелист Иоанн, Иуда сказал это не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор (он носил ковчег с деньгами, подсчитывал сумму пожертвований и, возможно, подворовывал из него).

Если спроецировать эту историю на сегодняшнюю ситуацию, можно вспомнить, как часто  мы слышим из новостных сводок о том, что того или иного человека уличили в воровстве; порой это крупный чиновник, губернатор или мэр города, заместитель министра. Вдруг оказывается, что из того «ковчежца», который был вверен этому чиновнику государственной властью, он подворовывал – иногда мелкие суммы, но чаще крупные, исчисляющиеся миллионами. Получается, что люди повторяют те же самые грехи, которые совершались в древности, потому что природа человека остается той же самой, и деньги все так же привлекательны для человека.

Когда мы задумываемся о том, почему Иуда предал Спасителя – а об этом мы сегодня слышали в евангельском чтении – некоторые толкователи говорят, что он это сделал из-за денег. Возможно, и так, коль скоро он принял тридцать сребреников. Потом, правда, Иуда раскаялся и вернул деньги первосвященникам, когда уже было поздно, когда Господь Иисус Христос был предан в их руки. Но поначалу эта сумма показалась ему привлекательной, он не отказался ее взять. Значит, был момент сребролюбия, о котором говорят нам богослужебные тексты: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконым судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает».

Но были, наверное, и другие моменты. Возможно, имелось и разочарование тем, что не сбылись надежды, которые возлагались на Иисуса. Ведь многие думали, что Он станет Мессией – Царем израилевым и возьмет политическую власть, а учеников Своих посадит рядом с Собой. Ничего этого не произошло. Встретили Господа с пальмовыми ветвями, прославили Его взрослые и дети, а дальше началась обычная жизнь, и тучи стали сгущаться над Учителем. Все ученики, каждый по-своему, это чувствовал, но только один из них решился на предательство. И только один из них оказался тем, чье имя навсегда вошло в историю со знаком минус.

О женщине, которая возлила миро на голову Господа Иисуса, Сам Христос сказал: «Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26. 12). И, действительно, всякий раз, когда мы открываем Евангелие и доходим до повествования евангелистов о страстях Христовых, мы читаем эту трогательную историю о женщине, которая подошла к Господу и возлила миро на голову или на ноги Его, а может быть, и на ноги, и на голову. Мы не знаем точно, была ли эта женщина грешницей, как говорится в Евангелии от Луки, или это была Мария, сестра Лазаря, о которой неизвестно, чтобы она была грешницей, или же евангелистами описываются разные случаи. Но мы знаем, что вот этих простых женщин Господь Иисус притягивал к Себе той благодатной силой, которую они в Нем ощущали.

И неслучайно в истории Страстей Христовых ученики практически отсутствуют – они разбежались, кроме одного, который оказался у Креста Господа Спасителя, – а женщины всегда рядом. Женщины у ног Иисуса на вечере в Вифании. Женщины стоят у Креста Господа. Женщины оплакивают Его, когда Он умирает на Кресте, присутствуют на Его погребении. И женщины первые приходят к Его гробу рано утром в тот день, когда именно они первые узнают о том, что Христос воскрес. Женское сердце очень глубоко чувствует присутствие Божие. И в то время, как фарисеи и книжники спорили между собой: действительно ли это пророк, не самозванец ли это, да как может человек творить такие чудеса, не может он этого, так что все чудеса ложные, да  и вообще пророк из Галилеи не может прийти – эти женщины не спорили, не ставили вопросов. Их сердца подсказывали, что это Господь. Они ощущали присутствие в Нем Бога, тянулись к Нему и приносили Ему самое дорогое, что у них было, – драгоценное миро. В Евангелии от Иоанна сказано, что женщина не просто пришла и возлила многоценное масло – она разбила этот сосуд, чтобы побыстрее сделать свое дело, чтобы возлить на Господа Иисуса сразу все имеющееся у нее количество мира. Может быть, она боялась, что ей помешают фарисеи или ученики бдительные, которые успеют подсчитать, сколько мира в этом сосуде, и перехватить его, пока она бежит к ногам Господа.

Вот такие истории рассказывает нам евангелист. И мы видим из них, как реагирует сердце человеческое на события, происходившие с Господом Иисусом в последние дни Его земной жизни, видим этих удивительных женщин, которые Его окружали и которые первые сподобились узреть Его Воскресшим. С их слов ученики будут узнавать о Воскресении. Эти женщины первыми возвестят, а ученики им не поверят, пока сами не убедятся в том, что Господь воскрес.

В Великую среду будем просить Господа о том, чтобы наше сердце всегда было чувствительным к Его присутствию, Его словам, к тому, что с Ним происходит, и к тому, что происходит с нами. Помолимся о том, чтобы в нашей жизни всегда присутствовал Господь, чтобы сердце каждого из нас никогда не омрачалось сребролюбием или другими недугами и страстями, чтобы Господь был всегда на первом месте в нашей жизни, а все остальное устраивалось вокруг этого.

И будем просить Господа, чтобы Он помог нам оставшиеся дни Страстной седмицы провести в молитве, в размышлении о последних днях и часах земной жизни Господа Иисуса Христа и с радостью духовной и сердечной встретить праздник Воскресения Христова. Аминь.

Митрополит Иларион: Будем просить Господа о том, чтобы сердце наше всегда было чувствительным к Его присутствию

27 апреля 2016 года

https://mospat.ru/ru/2016/04/27/news130734/