Митрополит Иларион: Будем просить Господа, чтобы наше сердце всегда было открыто для Его Божественного присутствия

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Читая Евангелие, в особенности, Евангелие от Иоанна, мы часто слышим о том, как Господь Иисус Христос говорил о Самом Себе. Это вызывало недоумение, а подчас и негодование иудеев: почему этот Человек говорит все время о Самом Себе?

Во времена Иисуса Христа Священное Писание толковали раввины. Они брали Священное Писание и предлагали свои толкования к этим текстам. Они брали правила закона Моисеева и интерпретировали их для своих современников. К такому роду проповеди народ привык.

И вдруг приходит Человек, Который говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14. 6), «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11. 25),  «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6. 54). Христос  все время говорит о Самом Себе – и напрямую, и в притчах, ибо многие Его притчи посвящены Его человеческой судьбе и Божественной миссии.

Одну из таких притч мы слышали сегодня – это притча о злых виноградарях. Сюжет ее простой и малоправдоподобный. Один богатый, домовитый человек насадил виноградник, насадил его оградой, устроил в нем башню, и поставил виноградарей, чтобы те заботились о нем и в нужное время собирали плоды. И когда пришло время плодов, господин послал своего раба забрать плоды у виноградарей, но те избили раба и отослали ни  с чем. Тогда господин послал других рабов, но и с ними виноградари поступили так же. Наконец, господин сказал: «Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся» (Лк. 20.13). Но, увидев его, виноградари решили убить наследника,чтобы завладеть всем богатством. И, выведя его из виноградника, убили.

В этой притче Христос говорит о Самом Себе и о тех пророках, чья проповедь и миссия предшествовали приходу в этот мир Спасителя, ибо на протяжении многих веков Господь посылал народу израильскому пророков, чтобы они возвещали Его волю и от лица Бога говорили с людьми.

Но люди по разным причинам и при различных обстоятельствах отвращались от проповеди пророков, не хотели слышать голос Божий. Вот почему пророки часто заканчивали свою жизнь насильственной смертью: их либо камнями побивали, либо другим способом умерщвляли – люди не желали слышать голос Божий, хотели жить по своим собственным желаниям и похотям.

Тогда, наконец, Господь послал в мир Своего Единородного Сына. И как с Ним поступили, мы знаем из всех четырех Евангелий. Его проповедь отзывалась в сердцах многих людей, тем более, что она подкреплялась различными чудесами, которые совершал Сын Божий. И не столько Его проповедь, сколько чудеса привлекали к Нему людей. Но в то же время, чем дольше Он проповедовал, чем больше возвещал волю Божию народу израильскому, тем больше у Него становилось врагов и противников в среде правителей народа, кто составлял духовную элиту, то есть священнослужителей, книжников, раввинов, толкователей Священного Писания. Все они в своем большинстве воспринимали проповедь Спасителя как вызов.

Но Господь говорил о Самом Себе неслучайно, в том числе и в своих притчах. Ведь Он не был ни обычным раввином, ни толкователем Священного Писания, ни книжником; Он не получил того образования, которым обладали учителя народа израильского Его времени. Но Он был послан Самим Отцом. Он - Бог Воплотившийся. Иудеи негодовали, думая, что Христос делает Себя равным Богу. А Он лишь возвещал людям то, что услышал от Своего Отца. И пришел Он для того, чтобы спасти род человеческий.

Если мы обратимся к Ветхому Завету, то увидим, что его страницы наполнены страшными предупреждениями человеку за те грехи, которые он может совершить, и страшными наказаниями, которым подвергались люди в случае, если они совершали те или иные грехи. Весь Ветхий Завет наполнен запретами, указаниями и списком казней, которым должен подвергаться грешник, чтобы не осквернять своими грехами чистоту израильского народа.

Но Господь Иисус Христос пришел не только для того, чтобы дать людям какие-то новые заповеди, но и чтобы указать путь ко спасению и взять на Себя грехи каждого человека, потому что для самого человека эти грехи неподъемные и непосильные. Человек, иногда думая о прожитой жизни, о пережитых грехах, чувствует их тяжесть, и даже если он многократно эти грехи исповедовал, все равно они продолжают его тяготить. Господь берет на себя бремя человеческих грехов. Он освобождает нас от вины и ответственности за эти грехи, если мы их исповедуем Ему, и насыщает нас Своей благодатью, несмотря на нашу греховность, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, причащаемся той истинной виноградной лозы, которой является Сам Господь наш Иисус Христос.

В притче о злых виноградарях, которую мы сегодня слышали, Господь повествует о Самом Себе, о Своей человеческой судьбе и о судьбе Своего народа, к которому Он принадлежал. Но в то же время эта притча говорит и обо всех нас, и о том, как слово Божие звучит сегодня; как многие не хотят слышать это слово, не желают на него откликаться, а некоторые и вовсе возмущаются тем, что это слово звучит, и говорят, что надо заткнуть рот проповедникам, которые якобы навязывают обществу какие-то ценности или запреты, потому что люди хотят жить по своей воле, по собственным грехам и похотям. Пусть эти церковники и проповедники не навязывают нам нормы, которые мы исполнять не хотим, говорят они.

История повторяется, ибо в каждом новом поколении есть люди, которые откликаются на зов Божий, на голос пророков, на голос Христа, следуют или стремятся следовать Его Божественным заповедям, и есть те, которые затыкают уши, не хотят ни слышать, ни видеть то, о чем хочет им сказать Господь. Даже в тех обстоятельствах жизни, которые порой возникают, и, казалось бы, должны заставить задуматься всякого человека, как, например, продолжающаяся уже полтора года пандемия, которая уносит жизни людей, многие не хотят увидеть в происходящем знамение Божие, не хотят спросить себя: а что я должен сделать, чтобы это остановилось? Не хотят обратиться своим сердцем к Богу и встать на путь покаяния.

Всякий раз, когда мы приходим в храм Божий на Божественную литургию, Церковь предлагает нам одно из евангельских чтений. Всякий раз, вслушиваясь в эти евангельские тексты, мы понимаем, насколько они для нас, живущих две тысячи лет спустя после описанных в них событий, важны и актуальны.

Будем просить Господа, чтобы наши уши всегда были отверсты для Его слова, а наше сердце всегда было открыто для Его Божественного присутствия. Чтобы, несмотря на всю нашу греховность, Господь посещал нас Своей Божественной благодатью, прощал наши грехи, и всех и каждого из нас вел по пути в Царствие Небесное. Аминь.

19 сентября 2021 года

https://mospat.ru/ru/news/88071/