Митрополит Иларион: Будем научаться подвигу покаяния, к которому призывает нас Святая Церковь

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского перед нами предстают образы, напоминающие о том, в чем заключается подвиг покаяния. Эти образы автор канона, преподобный Андрей Критский, заимствует как из Нового Завета, так и из Ветхого Завета.

Во времена святого Андрея Критского монахи, которые слышали его покаянную песнь, очень хорошо знали Священное Писание Ветхого Завета. И истории, о которых преподобный Андрей Критский кратко упоминает в покаянном каноне, были у монахов на слуху и в памяти. В наше время мы гораздо хуже знаем Священное Писание, а потому многое из того, что мы слышим в Великом покаянном каноне, к сожалению, проходит мимо нашего сознания, а иногда и мимо нашего сердца.

Один из образов, о котором напоминает нам преподобный Андрей Критский – образ царя Давида. Господь избрал Давида для того, чтобы он стал царем над всем Израилем. И в истории израильского народа Давид был самым успешным царем: именно он создал Израильское царство, которым его потомки гордились на протяжении многих веков. А во времена Господа Иисуса Христа, когда от этого царства мало что осталось, когда оно утратило свою независимость, именно о царе Давиде вспоминали как о самом могущественном, великолепном, величественном правителе Израиля.

Но в жизни царя Давида было преступление, которое он совершил, а затем оплакал многими слезами. Как мы читаем в Библии, он, имея множество жен и наложниц, возжелал жену другого человека – одного из своих военачальников. Мало того, что он взял к себе эту женщину, он еще сделал так, чтобы военачальник этот погиб в сражении.

Когда грех был совершен, когда Давид осознал всю степень своей греховности, ибо Господь показал ему это через события его жизни, тогда согрешивший царь обратился к Богу с покаянием. И покаянный псалом святого царя и пророка Давида, его песнь покаяния в страшном грехе – 50-й псалом, который включен и во все церковные чинопоследования, и в наше домашнее или келейное молитвенное правило. Как говорит преподобный Андрей Критский, «Давид некогда образ запечатлел, песнь написал как икону». И в этой покаянной песни и наша душа обращается к Богу.

Царь Давид создал и много других прекрасных покаянных песней, которые вошли в Псалтирь. Книга эта до сих пор является основой нашего церковного богослужения. Три тысячи лет прошло с тех пор, как она была написана, а слова царя и пророка Давида не устаревают, ибо они прошли через самую глубину его сердца.

В жизни царя Давида было много прекрасного. Как царю ему было все позволено, он обладал богатством, славой. Но, прежде всего, свою жизнь он видел в служении своему народу, на которое был поставлен Господом. Царь Давид понимал, что даст отчет перед Богом за все свои дела. И когда он совершил двойной грех, как напоминает нам преподобный Андрей Критский, его покаяние было настолько глубоко и искренно, что до сих пор, на протяжении многих столетий, слова плача согрешившего царя отзываются в душах миллионов людей, которые их читают.

Ветхий Завет наполнен и многими другими примерами покаяния – не только личного, но и коллективного, когда целый народ или целый город обращался к Богу с покаянным воплем и со слезами. Так, в книге пророка Ионы мы читаем, как Господь поручил этому пророку возвестить жителям Ниневии о том, что на их город падет Божие наказание. Как поступили жители этого города? Они ведь могли, как это часто случалось в истории, не прислушаться к тому, что им говорит Господь, проигнорировать слова пророка и продолжать жить своей обычной жизнью. Но они прислушались к голосу пророка и устрашились наказания, которое было им возвещено. Они принесли покаяние, и Бог сменил гнев на милость. И в книге пророка Ионы говорится о том, что Господь по Своему милосердию готов простить и помиловать грешников, если те принесут покаяние, и отменить наказание, которое им было предназначено.

Призыв к покаянию звучит во всем Священном Писании Ветхого Завета. Ветхозаветные пророки призывали людей покаяться, увещевая их прислушаться к голосу Бога. В Новом Завете впервые призыв к покаянию начинает звучать из уст Иоанна Предтечи – последнего из пророков и первого из апостолов, а затем и из уст Самого Господа Иисуса Христа. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4.17), - говорит Спаситель.

Через чтение Священного Писания Ветхого Завета, через слушание пророческих книг в храме, через пение псалмов мы приобщаемся к этому особому состоянию человеческой души. Будем научаться подвигу покаяния, к которому призывает нас Святая Церковь в дни Великого поста, и, следуя призыву преподобного Андрея Критского, читая Священное Писание, станем подражать праведникам в их добрых делах и гнушаться злых дел, которые также описаны на страницах Священного Писания. Будем подражать всем тем, кто приносили покаяние и изменяли собственную судьбу и судьбы окружающих людей, приклоняя к самим себе и к другим милость и благоволение Божии. Аминь.

16 марта 2021 года

https://mospat.ru/ru/news/86790/