МИТРОПОЛИТ ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ИРИНЕЙ: «НИ ОДНА ЦЕРКОВЬ МИРА НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ ПРИЗНАТЬ РАСКОЛЬНИКОВ»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
МИТРОПОЛИТ ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ИРИНЕЙ

Каждая Поместная Церковь имеет своих отпавших. Она может убеждать их через покаяние вернуться в лоно Церкви Вселенской, но признать раскольническую структуру – значит вызвать на себя осуждение всей церковной полноты.

– Владыка Ириней, на днях состоялся Собор епископов Украинской Православной Церкви. Вы говорили в предыдущем комментарии, что всякий Собор – Поместный, Архиерейский – имеет вселенское значение, поскольку каждая Церковь, в том числе УПЦ – это часть Единой Соборной Апостольской Церкви. Но ведь и так называемая УПЦ-КП проводит соборы. Как их расценивать с канонической точки зрения?

– Здесь речь идет о расколе. А всякий раскол – это отпадение от Церкви и от Христа. И раскол в Украине – явление не новое. В каждой Поместной Церкви есть отпавшие, раскольники. В 1970-х годах, когда я служил в Соединенных Штатах Америки, там было 11 православных канонических юрисдикций, представителей канонических Православных Церквей мира – Греческой, Антиохийской, Русской, Иерусалимской, Сербской и др. Мы общались, служили друг у друга, собирались на конференции, обменивались опытом. То есть – жили в мире. Вместе с тем, там были представители и раскольнических формирований, тоже числом 11, с которыми мы не поддерживали отношений, но и вражды с ними не было. Оказывается, в каждой Церкви эта беда есть… Это лжецеркви, церкви-мифы, отпавшие от благодати любви и единства, заповеданного Христом, Который говорил: «Да будут едино, как Мы едино. Я в них и Ты во Мне; да будут совершенны воедино…» (Ин. 17:22-23). Поэтому, ждать, что УПЦ-КП будет признана христианским миром – совершенный миф. Почему?

Потому, что каждая Поместная Церковь имеет своих отпавших, и она никогда не сможет и не пожелает признавать каких-то раскольников. В лучшем случае, она с ними может вести богословский диалог, убеждать их вернуться в лоно Церкви Вселенской через покаяние и т.д. Но признать такую раскольническую структуру – значит вызвать на себя осуждение всей церковной полноты.

Будем рассуждать логически: если, например, Константинопольский патриархат захотел бы признать УПЦ-КП Филарета, тогда мы бы могли признать раскол в Константинополе, там тоже есть свои «филареты»… И автоматически стать на сторону раскольников, т.е. одного духа с ними, и отпасть от Вселенской Единой и Соборной Церкви…. Понимаете, какая белиберда получится?!. (улыбается)

– Известно, что по благословению покойного Блаженнейшего Митрополита Владимира была создана специальная комиссия богословская для диалога с УПЦ-КП…

– У нас существует такая Синодальная комиссия для ведения богословского диалога с представителями раскола. На богословские темы можно дискутировать с представителями других христианских конфессий, например, с римо-католиками, армянами, протестантами и др. Но только не враждовать! Человеческий элемент взаимопонимания должен присутствовать на самом высоком уровне при таком общении. А у нас что? Захваты храмов, побоища, ложь в прессе, клевета!.. Какой диалог в таких условиях?

– Замечено также: как только начинается нестабильность в обществе, какой-то политический кризис, тут же раскольники поднимают голову. Чем это объяснить?

– Знаете, если политики не будут вмешиваться в жизнь Церкви, все станет на свои места и стабилизируется. Не будет ни захватов, ни погромов. В таких политических кризисах происходит нагнетание проблем: кому-то выгодно видеть и церковный конфликт. Таким образом отвлекается внимание от проблем экономических. Нужно же создавать образ врага. Вот и возникают термины типа «Московська церква», «П’ята колона»и проч. Снова вернусь к своему шестилетнему опыту служения в Америке: там всегда было огромное присутствие различных религиозных течений, но никакой вражды и в помине не было. Там каждый живет своей внутренней жизнью, но при этом предусматривается строжайшее соблюдение законов. Хвали себя как хочешь! Но если ты сказал плохо про соседа – тебе такой штраф закатают, что и храм придется закрыть.

У нас один батюшка по неведению послужил в приходе другой конфессии. Вроде бы по приглашению, а оказалось – без. Потом ему приходит штраф – 10 тысяч долларов – резюме расследования по жалобе настоятеля, который его не приглашал! И еще – с требованием принести извинение. Очень строгие законы. Поэтому и у нас должны действовать законы, которые бы оберегали права каждой Церкви, зарегистрированной законом Украины.

А о захватах храмов с избиением – это же просто преступная деятельность! Церковь должна находиться под защитой государства. Нам не должно быть стыдно перед людьми, перед обществом и перед другими государствами, которые понять не могут, как такое может происходить в цивилизованной, демократической стране, которая к тому же стремится в Евросоюз…

– Что бы Вы, Ваше Высокопреосвященство, пожелали нашим светским СМИ, которые, к сожалению, далеки, мягко говоря, от объективности, в освещении религиозной жизни?

– Мне кажется, что общаясь с прессой, ее представителям нужно давать для ознакомления копию Томаса, которую Святейший Патриарх Алексий IIвручил митрополиту Филарету в Софиевском соборе в 1990 году, в бытность его Экзархом Украины РПЦ, где черным по белому написано, что наша Церковь отныне является автономной и независимой, и именуется Украинской Православной Церковью, без всякой приставки «Московский патриархат». Хотя бы этот документ пусть почитают журналисты.

Другое дело, что они не только не хотят читать, а намеренно переворачивают все наизнанку, попросту – врут, занимаются инсинуациями. Но ничего нового не происходит. Церковь во все века, по слову Спасителя, подвергалась ложным обвинениям и клевете. А кто отец лжи и клеветы, вы знаете. Поэтому, будем молиться за всех, в том числе и за светских журналистов. Чтобы Господь послал им светлый разум, любовь, честность и объективность. Чтобы они тоже несли миру Благую Весть. Храни вас всех Господь.

Беседовал Сергей Герук

http://pravlife.org/content/mitropolit-dnepropetrovskiy-iriney-ni-odna-c...