МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ПАКАНИЧ): ПРИ ОТСУТСТВИИ СМИРЕНИЯ ЛЮБЫЕ БЛАГИЕ ДЕЛА НЕ ПОЙДУТ НА ПОЛЬЗУ
Сотни лет Церковь в подготовительных неделях к Великому посту вспоминает мытаря и фарисея, и сотни лет верующие проводят параллели библейской притчи с собственной жизнью. Наше время не исключение.
Сейчас в прессе и соцсетях мы часто видим резкие нападки на Церковь со стороны не только откровенных её врагов, но и, казалось бы, её членов, даже из среды священства. Все у них неправы, все всё неправильно делают, говорят и думают. Очевидно, как правильно жить, знают только сами обличители.
И в этой ситуации мы наблюдаем того самого евангельского фарисея из притчи: «Я не такой, как остальные люди – грабители, мошенники, прелюбодеи». Ведь в этих злобных жестоких нападках на Церковь и её чад есть всё: от обличительного задора до чуть ли не пророческого пафоса. Нет лишь смирения и сокрушения о собственных грехах, а значит, нет и любви.
А при отсутствии смирения, покаяния и любви любые благие дела, как и благочестивые дела евангельского фарисея, не пойдут на пользу. Даже напротив – стоит такому фарисею заняться каким-либо видом благотворительности (особенно таким, о котором можно было бы трубить через СМИ), как его самомнение возносится до невиданных доселе высот, не оставляя места никакому душевному сокрушению.
Участие в благих делах в восприятии фарисея дает ему своеобразную индульгенцию, укрепляет чувство превозношения над собратьями и, по его мнению, предоставляет ему моральное право судить и рядить всех и вся.
Как к этому относиться?
Самое главное – не пойти по тому же пути: не увлечься постоянным обличением, злобствованием, оскорблениями. В евангельской притче альтернатива надменному фарисею – смиренный мытарь. Потому христианину стоит больше сокрушаться о собственных грехах, чем отвечать оскорблением на оскорбление и превозноситься над самопровозглашенным «праведником».
Зло отзеркаливает зло, как добро отзеркаливает добро. Пусть фарисеи превозносятся, пусть считают себя «не такими, как все», пусть извергают хулы и злобы. Наш путь иной: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». И Господь, а не грешный человек всех рассудит и воздаст всем по делам, по словам и по мыслям.
Записала Наталья Горошкова
https://pravlife.org/ru/content/mitr-antoniy-pakanich-pri-otsutstvii-smi...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии