МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ПАКАНИЧ): КАК ПОМОГАТЬ БЛИЖНЕМУ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Как правильно помогать ближнему?

Казалось бы, странный вопрос. Ну вот помогать и все.

На самом деле, это вопрос не из простых. И мы сейчас не говорим о технической стороне вопроса. Важно понять что именно нами движет, когда мы хотим помочь ближнему.

Потому что если быть до конца честным, то может оказаться, что помогаем мы ближним, отнюдь не из стремления соблюсти заповеди, но даже и в этом случае, мотивация может быть не самая лучшая.

Ведь это не столь и редкое явление, когда верующий совершает то или иное благое дело не из любви к Богу и ближнему, а из банального страха перед загробной участью. И это не самое плохое побуждение, ведь самим фактом творения благих дел мы можем делать душу благороднее, когда низменный страх наказания преображается в возвышенный страх Божий — в боязнь оскорбить Творца своей неблагодарностью.

Но самое дурное желание кому-либо помочь зиждется на гордыне. На самонадеянной, самоуверенной и слепой установке, что Я лучше знаю, что именно необходимо моему ближнему. Даже лучше, чем он сам. И моя «священная обязанность» ближнему это рассказать. Примеров такой высокомерной и нелепой «помощи» мы в своей жизни видим очень и очень много. Любоначалие, страсть поучать всех и каждого, выставление себя самозванным и самопровозглашенным экспертом во всех областях. Разумеется, здесь нет никаких истинно благих побуждений. Источник данного стремления ‒ именно гордыня ‒ тяжелое, унизительное, душное для ближних чувство собственной важности и исключительности.

Такому «помощнику» даже в голову не приходит мысль, что в его «важных» советах вообще могут не нуждаться. Ну и без всякого сомнения помощь от таких людей на практике оказывается бестолковой и обременительной.

Так же, как это весьма часто бывает, самопровозглашенный помощник не может навести порядок в своей собственной жизни. Отсюда все эти странные «врачеватели», не могущие справиться с собственными болезнями,  сомнительные «психотерапевты», у которых рушится их собственная семейная жизнь, фальшивые проповедники благочестия, подверженные самым низким страстям и грехам и т. д.

И со стороны навязчивое желание «помогать» ближнему от таких духовно (а порой и душевно) нездоровых «спасителей» выглядит для окружающих совершенно нелепо. Но только для окружающих, а не для самого «помощника»-самозванца. Эта духовная слепота, это безумие связано только с тем, что творимое ими «благо», делается без Бога. А там, где нет Бога, не может быть блага.

Давайте посмотрим откровенно на себя, быть может и у нас встречаются такие вот приступы самовольного «спасения» окружающих? Чтобы такого не случалось, чтобы истово, праведно и по-настоящему помогать ближнему, мы должны для начала смириться. Начать с самого себя ‒ просто посмотреть честно внутрь собственной души и задуматься ‒ а не нуждаюсь ли я сам в помощи? И только после чистой молитвы к Господу ‒ единому истинному подателю всех благ, максимально деликатно, со смирением и тактом можно спросить ближнего ‒ не можем ли мы ему чем-либо помочь. Только тогда в меру собственных сил мы можем попытаться оказать помощь другому человеку. И Господь благословит наше намерение.

Записала Наталья Горошкова

https://pravlife.org/ru/content/mitr-antoniy-pakanich-kak-pomogat-blizhnemu