МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ПАКАНИЧ): ЧТО ТАКОЕ ИСТИННОЕ ТЕРПЕНИЕ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Все мы знаем, как важно терпение в стяжании Царства Небесного. Но что такое терпение?

Сейчас верующие жестоко страдают от военных действий и одновременно от несправедливых гонений. С разных сторон они слышат неправедные обвинения, оскорбления и унижения. При этом безумном давлении очень легко потерять самообладание и возненавидеть.

Возможно, с человеческой точки зрения такая реакция покажется оправданной. Но с христианской ‒ никогда.

В этом вся суть. Христианское терпение не может быть смешано со злом, с злобой и ненавистью.

Святитель Феофан Затворник писал, цитируя Евангелие: «“Претерпевший же до конца спасется” (Мф. 24:13). Но не всякий терпящий спасëтся, а только тот, кто терпит на пути Господнем».

Вдумаемся в эти слова. Спасется тот, кто терпит на пути Господнем. Т. е. не тот, кто терпит ради каких-то земных целей, какими бы они ни казались для мира ‒ низменными или «возвышенными» (это всё суета), а только тот, кто идет за Христом. Или, если посмотреть с другой стороны, только тот, кто идет путем Господним, может стойко и смиренно претерпеть все невзгоды.

Чтобы понять, верно ли мы поступаем, благочестиво ли наше терпение, достаточно всего лишь проверить себя: какие плоды приносит наше терпение?

Священномученик Киприан Карфагенский по этому поводу говорит следующее: «Терпение... умеряет гнев, обуздывает язык, управляет умом, хранит мир, поддерживает благочестие, укрощает порыв похоти, смягчает силу гнева, погашает пламень злобы, останавливает насилие...» Вот это и есть признаки истинного терпения. А если наше лицо искажено гневом, а из наших уст ежедневно льются проклятия, это «терпение» не от Бога.

И самое главное: терпя все скорби, мы не просто исполняем Божью волю, ‒ мы терпим вместе с Ним. «Вас оскорбляют? Оскорбляют и Бога. Вас поносят? Поносят и Бога. Вас подвергают оплеванию? То же терпел и Господь наш. В этом Он имеет общее с нами, а в противном – нет. Он никогда не оскорблял, да и не будет, не поносил, не обижал. Следовательно, мы, оскорбляемые, имеем общее с Ним, а не оскорбляющие. Переносить оскорбления свойственно Богу, а оскорблять, напротив, – диаволу. Вот две противоположные стороны» ‒ это слова святителя Иоанна Златоуста, который знал, о чем говорил, отнюдь не в теории. Ведь святитель был предан, оклеветан и умер в изгнании.

Прислушаемся же к словам наших святых, прислушаемся к своему сердцу, прислушаемся к Господу в нашем сердце и потерпим всё ради Него. Всевышний же нас никогда не оставит. 

Записала Наталья Горошкова

https://pravlife.org/ru/content/mitr-antoniy-pakanich-chto-takoe-istinno...