МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ПАКАНИЧ): БОГОРОДИЦА ВСЕГДА БУДЕТ С НАМИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Нынешний праздник Успения для Украинской Православной Церкви по-своему грустный. Ведь в этом году мы не можем служить в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, как это было в последние десятилетия.

Саму Киево-Печерскую Лавру можно называть как угодно: культурным центром, памятником архитектуры, исторической ценностью и т. д. И всё это будет правдой, но в самом главном – полуправдой.

Ведь преподобные Антоний и Феодосий не собирались строить ни «культурных центров», ни «памятников архитектуры». Они строили монастырь – место молитвы и спасения душ. Уже потом это место стало и культурным центром, и всем прочим. Но суть этого места, цель его существования именно в молитве.

И здесь мы видим определенный приоритет в человеческой деятельности: сперва духовность, молитва, богообщение, только затем возникает культура. Сама же по себе культура без этого духовного фундамента мертва.

Но мы знаем, что враг рода человеческого не может терпеть такие места и всячески стремится уничтожить их либо извратить их сущность. И Киево-Печерская Лавра не стала исключением: сколько страдала обитель за свою почти тысячелетнюю историю! Она пережила и разрушения, и закрытие, и превращение в атеистический музей.

И ныне сущность Лавры в который раз пытаются исказить. Молитва в её храмах сменяется странными перформансами и акциями, которые едва ли хоть опосредованно имеют отношение к молитве. А если и звучит молитва, то от тех, кто не имеет никакой преемственности с преподобными отцами Киево-Печерскими, никакой связи со многими поколениями иноков – ни канонической, ни духовной.

А дальше – больше: теперь новые хозяева, по их словам, собираются снести сооружения, построенные после того, как в Лавру вернулся монастырь. Это готовится под тем предлогом, что новые здания якобы «нарушают ансамбль» Заповедника. И в этом отношении к монастырю раскрывается вся суть тех, кто его отбирает у Церкви.

Для них Лавра – некий артефакт, замороженный во времени, а не живой организм (хотя это никогда не мешало Заповеднику строить на музейной территории различные «инсталляции», которые не просто нарушают исторический ансамбль, но и никак не соответствуют святыне). В то время как настоящий монастырь – это живой организм, которому по мере роста нужны новые храмы, места для жительства иноков, различные хозяйственные постройки, здания для паломников и т. д.

При этом нельзя не заметить, в каком состоянии до сих пор находились объекты Лавры, пребывающие на балансе музея, а не Церкви. Многие из них десятилетиями не могут отреставрировать, в отличие от того благообразия, что создал за последние годы монастырь. И здесь тоже раскрывается сущность тех, кто отбирает Лавру у Церкви: они не способны на созидание, а только на разрушение.

Сейчас может показаться, что мы бессильны. Прежде всего потому, что верующие не могут действовать теми методами, которые используются против них. Мы не можем захватывать храмы, фабриковать фиктивные волеизъявления, не можем искажать законы, не можем применять силу. Ибо не к этому призывал нас Господь. Но, как ни парадоксально, именно в этом и заключается наша сила: «Сила Моя совершается в немощи» (Кор. 12:9), как напоминает нам Господь.

Вероятно, апостолы в первые минуты после Успения Богородицы тоже ощутили свою оставленость, как и мы сейчас. Однако вскоре Пречистая явилась апостолам со словами: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни».

И потому сегодня у нас праздник несмотря ни на что. Так же, как у наших ближайших предков, которых безбожная власть лишала храмов и Лавры. Но прошло время – и всё вернулось на круги своя. А Богородица как была с верующими, так и осталась.

Нам же нужно смиренно и с терпением принять выпавшие на нашу долю испытания и под водительством Богородицы идти в небесную Лавру – в Царство Господа нашего Иисуса Христа.

Записала Наталья Горошкова

https://pravlife.org/ru/content/mitr-antoniy-pakanich-bogorodica-vsegda-...