Митрополит Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
4-й псалом занимает особое, даже исключительное место.
Всего в нескольких словах псалма содержится формула человеческого счастья, или путь к премудрости. Ведь только мудрый человек может быть по-настоящему счастлив, глупец – никогда.
4-й псалом состоит из 9 строк. Каждый стих настолько богат и выразителен, что большая часть из них легла в основу различных богослужебных песнопений и молитв.
Так, 4-й псалом читается в начале великого повечерия. Поводом такого размещения послужили строки псалма, в которых автор упоминает мирный отход ко сну: Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.
Также данный псалом используют в качестве прокимна на вечерне каждого понедельника. И его строки (7-9) включены в молитву после ужина.
Живописное сравнение об отпечатлении и явлении на нас света Лица Господня запечатлены в молитве первого часа. А часть 7-го стиха включена в праздничные песнопения, посвященные Кресту Господню – Знаменася на нас свет лица, Твоего, Господи.
Но вернемся к главной мысли 4-го псалма:
Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
«В тесноте Ты давал мне простор…»
В этих словах заключена высшая премудрость, которая расходится с мирским представлением о счастье.
Зачастую мы думаем, что пребывание в стесненных обстоятельствах – будь то внешнее давление или другие смиряющие условия и ситуации – делает нас глубоко несчастными, но псалмопевец уверяет в обратном. В тесноте открывается простор. То есть стесненные обстоятельства, в которые мы поставлены Божьим Промыслом, помогают нам духовно расти. Мы словно сжатая пружина, которая после разжатия взмывает в воздух.
Благополучие же усыпляет нас, мы становимся пассивными, ленивыми и безразличными, а вот трудности и испытания приводят нас к духовному росту и зрелости. Господь сказал: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими (Мф. 7:13).
Широкий путь, по слову блж. Иеронима Стридонского, это удовольствия мира, которых ищут люди; а тесный – тот, который открывается трудами физическими, духовными и постом. Широким путем многие ходят, говорил святой, а узкий только немногие находят. Широкого пути мы не ищем, да и не нужно искать его: он свободно открыт нам, и есть путь заблуждающихся; а узкий путь и находят не все. Следовательно, широкие врата ведут к погибели, а узкие – в жизнь.
Сыны мужей! Доколе слава моя будет в поругании? Доколе будете любить суету и искать лжи?
Здесь пророк продолжает свою мысль, но более эмоционально. Звучит его скорбный призыв: люди, одумайтесь! По сути, это протест против лжи, безрассудства и глупости в жизни. Псалмопевец обращается к сынам мужей, чтобы обличить и обратить к Богу тех, кто еще не знает Его и не будет иметь Мессию, Сына Давида, Царем.
«Доколе будете любить суету и искать лжи?»
Суетное – это все тщетное, временное, пустое. Человек всю жизнь гоняется за предметами пустыми, которых бы нужно избегать, а вот то, что действительно наполняет, не пускает в свою жизнь. Суетными являются удовольствия жизни. Слава, богатство, власть – всё суета. «Суета сует, – всё суета» (Еккл. 1:2). «Как тот, кто увидел бы кого-нибудь убегающим от света и гонящимся за тьмою, сказал бы: для чего ты делаешь это безумное дело? – так и Давид говорит: Зачем любите суету и ищете лжи?» (свт. Иоанн Златоуст).
Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
Многие люди стремятся к благополучию. Но дело в том, что они хотят обрести блага без Бога, Дарителя всех благ. Безумцы стремятся получить благодеяния жизни во Христе, не приходя ко Христу. В отличие от них Давид устремляется прямо к Источнику всех благ в мире со словами: Яви нам свет лица Твоего, Господи!
И здесь же еще одна жемчужина премудрости. Совет святого пророка Давида. Вечером, перед сном, когда тишина наполнит пространство и никто не беспокоит, просмотри события прожитого дня по совести. Где был груб или не прав; где обманул или обидел; оклеветал или позавидовал. Честно обличи самого себя. В этом смысл «утишитесь», в истязании себя и обличении. А после отдайте себя в руки Господа с полным упованием на Него: В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой, Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.
Следствием проверки своих действий явится раскаяние, которое должны запечатлеть принесением Богу искренней жертвы («жертва правды») и возложить надежду в устроении жизни на Него, а не на свою силу (свт. Иоанн Златоуст).
Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!
Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино [и елей] умножились.
Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.
Заключительные слова псалма полны надежды и света. Искренняя вера в Бога всегда оправдывается. Любящий Бога всегда будет покрыт Божьей любовью, утешен Божьими милостями.
«Окружавшие Давида немногие преданные ему люди, близки были к отчаянию, когда у них не оказалось никаких средств пропитания и взывали к Богу: «яви нам свет» – и тогда Господь помог им. В этом Давид видит над собой руку Бога, почему, вверяя себя Его защите, «спокойно ложится и спит», хотя вблизи его враги» (свт. Иоанн Златоуст).
Верующему всё возможно. Верующий будет защищён и утешен. Верующему всё во благо. Уверившись во Всемогуществе и Всеблагости Бога, святой пророк Давид успокаивается. Он теперь говорит: спокойно ложусь я и сплю, так как точно знает, что Сам Господь дает ему жить в безопасности. Вот какую перемену в душе вызывает молитва всего в каких-то девять коротких строк.
Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей; в тесноте Ты дал мне простор. Сжалься надо мною и услышь молитву мою. Сыны человеческие, доколе вы тяжки сердцем? Для чего любите тщету и ищете лжи? И познайте, что дивным соделал Господь святого Своего. Господь услышит меня, когда я воззову к Нему. Гневайтесь – но не грешите, в том, что говорите в сердцах ваших; на ложах ваших сокрушайтесь. Принесите жертву правды и уповайте на Господа. Многие говорят: «кто покажет нам благо?» – Отметил нас свет лица Твоего, Господи! Ты дал веселье сердцу моему: от плода пшеницы, вина и елея своего они преисполнились. С миром лягу и сразу усну, ибо Ты, Господи, мне одному дал с надеждою жить.
https://pravlife.org/ru/content/mitr-antoniy-pakanich-4-y-psalom-otkryva...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии