Миссия Апостольской Церкви. Худиев С. Л.
Празднование памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла напоминает о многом — и, в частности, о нашей вере в апостольскую природу Церкви. Церковь не только «утверждена на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф.2:20,21)
Церковь продолжает миссию Апостолов. Как говорит Господь, «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19), или, у Евангелиста Марка, «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар.16:15,16)
Церковь есть длящееся присутствие Христа в этом мире. Христос проповедует и отпускает грехи устами ее клириков, и преподает спасительные Таинства их руками.
В Церкви и через Церковь Христос преподает верующим жизнь вечную и блаженную. Как говорит Он сам о Таинстве Евхаристии, «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:54)
Вечная жизнь — это благо, бесконечно более важное, чем любые земные блага; вечное осуждение — бесконечно худшая беда, чем все земные беды.
Если мы верим словам Господа — то Церковь бесконечно важнее любого другого человеческого сообщества, и на нее возложена миссия, несопоставимо более важная, чем что бы то ни было еще. Спасение душ для вечности. Как говорит Господь,
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Матф.16:26,27)
Царство Небесное — это такое сокровище, ради которого можно (и нужно) отказаться от всего остального: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Матф.13:44)
Вера в Спасителя, который искупил нас для жизни вечной и блаженной, меняет все — что мы считаем важным, что в нашей жизни носит главный, а что — подчиненный характер, к чему мы стремимся и как мы принимаем решения.
Такая вера неизбежно приводит нас к столкновению и острой борьбе с миром, плотью и дьяволом. Слово «покаяние», «метанойя», по-гречески, буквально означает «перемена ума». Во Христе мы мыслим, видим, чувствуем, переживаем по-другому.
Мы обретаем опору, ориентир и свет, чтобы понять, что то, что предлагает мир, плоть и дьявол, глубоко неправильно и пагубно.
Слово «плоть» в современном употреблении прочно ассоциируется с сексуальностью, но в Писании это не совсем так.
Близость верных и благочестивых супругов благословляется; «плоть» — это падшая человеческая природа, которая портит и искажает все, от пола до религии. Как говорит святой Апостол Павел, «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19-21)
«Гнев» и «ереси» тоже дела плоти.
«Плоть» может притворяться неукротимо ревностной и благочестивой — как говорит Спаситель, «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Иоан.16:2,3)
«Мир» — это система ценностей и отношений, отвергающих или игнорирующих Бога. И этот мир окружает нас со всех сторон, выпрыгивает на нас со всех (малых и больших) экранов.
Он порождается плотью и к плоти обращается, зацепляя, как крючками, страх, гнев, ненависть, и играя на этих эмоциях, как на клавишах.
И мы знаем, из Писания, что это не стихийный и не случайный процесс — за ним стоит сознательный, личностный, изощренный дух, вернее, множество духов. Дьявол и бесы.
Они ищут отвратить человека от Бога — а если это не получится, сделать что-то еще худшее — извратить его религию до неузнаваемости. Как Христос порицает фарисеев, «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Матф.23:15)
Кажется, разве может быть чем-то плохим, если язычник обратится к почитанию истинного Бога, и присоединится к Его народу? Оказывается, может. Истинная и богооткровенная религия (а именно такова была религия Ветхого Завета) может, по крайне мере у некоторых из ее последователей, настолько исказиться, что лучше оставаться язычником.
Было бы ошибкой думать, что это пугающее предостережение относится только к древним иудеям — оно актуально для всех нас на все времена.
Однако извне, с точки зрения людей неверующих, все выглядит совершенно по-другому.
Такие слова как «Бог», «сатана» или «вечная жизнь», могут произноситься — но они не означают чего-то, что говорящий считает реальностью. Использование религиозной лексики совершенно неверующими людьми — обычное дело. Такая лексика придает оттенок торжественности и священности чисто земным страстям и устремлениям.
Церковь нужна, но вовсе не для спасения душ — в которое такие люди ни минуты не верят — а как инструмент для решения чисто земных задач. Именно в качестве такого инструмента она и рассматривается.
Гонения на Украинскую Православную Церковь исходят от людей, которых вообще не интересует, собственно, богопочитание. Они полагают, что смысл существования Церкви — в морально-психологической поддержке, которую она может оказать единому на потребу: национал- патриотическому проекту.
Отношение к Церкви полностью этим и определяется — общины, которые можно использовать для этой цели (ПЦУ, УГКЦ) получают поддержку, УПЦ, которая не выглядит подходящим инструментом, подлежит уничтожению.
Но такое, чисто инструментальное отношение к Церкви Христовой — не особенность именно Украины (хотя на Украине и проявляется с особенной грубостью).
Это отношение мира сего вообще. Что вы имеете предложить? Бога? Жизнь вечную и блаженную? Ну, это нам не интересно. Для чего бы еще вас можно приспособить? Вот у нас есть есть дело, которое мы считаем самым важным в нашей жизни, и все религии, включая вашу, должны быть поставлены ему на службу.
Опасность тут в том, что у верующих людей появляется соблазн пойти навстречу требованиям мира — давайте мы докажем нашу нужность, давайте покажем, какую полезную роль мы можем сыграть в ваших схемах.
Мирские люди воспринимают это как признание в неверии — «ну вот видите, церковники и сами-то не очень верят во всю эту их религию; у них те же устремления, желания и ценности, что и у нас».
Поэтому нам важно помнить о бесконечном достоинстве Церкви — и бесконечной важности ее миссии. Человек подлинно создан для жизни вечной и блаженной — и обретает эту жизнь во Христе.
А на нас возложена миссия быть Его посланниками: «Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:20,21)
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии