Мир сотворён не «вслепую». Архимандрит Василий (Бакояннис)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Архимандрит Василий (Бакояннис). Обложка книги

Архимандрит Василий (Бакояннис) известный православный писатель, автор более пятидесяти богословских книг, переведенных на многие языки мира. Книги отца Василия являются плодом его неустанных проповеднических трудов и размышлений над Словом Божиим, православным преданием и жизненными реалиями.

Новая книга отца Василия «Страдания» затрагивает один из самых важных вопросов нашего времени: вопрос о предназначении страданий, в той или иной мере неизбывно сопутствующих жизни человека. Каждый пытается по-своему осмыслить извечную проблему страданий – одну из тех великих загадок бытия, которые всегда искушают род людской. Когда мы сталкиваемся с болью или страданиями, множество вопросов мучают нас. В чем же их смысл? Почему мы страдаем, и не лучше ли было устроить мир без них?

Мир сотворен не «вслепую», не «как придется», а с  удивительной мудростью и точностью. Приведем лишь один пример.

Если бы орбита Земли была ближе к Солнцу хотя бы на 5 процентов, температура у нас поднималась бы до  2900 градусов Цельсия, как в раскаленной печи! Жизнь  на Земле оказалась бы немыслимой.

С другой стороны, если бы ее орбита отдалилась хотя  бы на один процент, вся поверхность Земли покрылась  бы ледниками и напоминала бы морозилку. В этом случае

жизнь опять же была бы невозможна. И таких примеров  множество.

Как возник этот мир? Кто сотворил его? Неужели это  сделал человек? Возможно ли это?

«Вероятность того, что мир возник сам собой, равна одному к четыремстам тысячам миллиардов», — говорил один нобелевский лауреат. Это значит, что гораздо безумнее верить в столь мизерную возможность, чем признать акт существования Божественного Промысла. Однако, несмотря на это, атеисты предпочитают скорее верить в ничто, но только не в Бога Творца[1].

Корабль без кормчего…

Вероятность того, что этот многосложный мир поддерживает сам себя, тоже равна одному к четыремстам тысячам миллиардов. «Корабль без кормчего не может проплыть и мили. Как существовал бы наш мир (который несравненно сложнее корабля), тем более веки вечные, если бы у руля не стояло Божественное Промышление?»[2] Как, например, на протяжении стольких веков мириады звезд парят в хаосе? Как Земля за миллионы лет не сошла со своей орбиты? Как Солнце всходит и заходит, ни на день не забывая о своих обязанностях?

Бог Творец, создавший этот мир, непрестанно печется о его существовании. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», — говорит Господь наш Иисус Христос (Ин. 5: 17). Именно Бог поддерживает его жизнь, а не ученые или правители, которые трудятся над его уничтожением.

Что случится, если не станет Божественного Промысла?

В этом случае мир ожидает неминуемая катастрофа, например, такая, как во времена Ноя. Тогда законы природы были на время упразднены, и «окна небесные отворились» (Быт. 7: 11). С неба обрушились мегатонны воды, и в то же время «разверзлись все источники великой бездны» (Быт. 7: 11). Вышли из границ подземные вместилища, и из недр земли хлынули водные массы. Небо и земля обратились против человека и буйствовали долгое время. Вода покрыла вершины всех гор и не убывала в течение пятидесяти дней. Нечто подобное случилось и с Содомом и  Гоморрой: сера и огонь, пролившиеся на эти города (см.: Быт. 19: 23), также были нарушением законов природы, вызванным умножением греха. Содом и Гоморра стали одной огромной печью, в которой пеклись люди.

Человек и Божественное Промышление

Господь говорит нам: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф. 6:28—30).

И еще: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6: 26).

Для того чтобы показать, насколько Господь заботится о нас, Он говорит: «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10: 30).

Иными словами, сколько волос вырастет у нас, как долго будут оставаться, когда и как упадут — даже столь маловажные вопросы занимают Господа.

Говорят, что на голове человека насчитывается в среднем 100 000 волос, а население земли составляет около семи миллиардов. Поразмысли над этим. Недоумеваешь, как со всем этим справляется Бог? Так ведь Он — Творец и Промыслитель!

А ты, человек, — нечто бесконечно большее, чем волос.

Поэтому, если Бог так заботится о твоих волосах, помысли, как Он заботится о тебе самом: когда и в какой мере быть тебе здоровым, когда и как заболеть, в какой час и каким образом уйти из этой жизни.

Потерял ли ты свое имущество, случилось ли с тобой несчастье, получил ли ты травму, попал ли в больницу, предстоит ли тебе сложная операция — не волнуйся, ничто не может произойти без Божьего ведома! Твои проблемы не укрылись от Него.

Как может Тот, Кто помнит даже о волосах на твоей голове, забыть о тебе самом?! Просто согласись, смирись и позволь себе пройти «испытание» (Иак. 1: 3).

Диавол и Божественное Промышление

Диавол, как дух, обладает силой, причем силой сверхъестественной. Приведем несколько примеров.

Бесноватых связывали по рукам и ногам цепями и узами, и диавол разрывал их (см.: Лк. 8: 29).

Он поднял смерч и превратил в развалины дом Иова, похоронив в одночасье всех его детей. В живых не остался никто (Иов. 1: 19).

Диавол настолько силен, что может, как мячиком, играть всей Вселенной. Ведь если он мог Христа — Творца всего мира перенести из пустыни в Иерусалим и оттуда — на очень высокую гору (Мф. 4: 5—8), то неужели не сможет поднять в воздух Его творение? При этом его страшная, разрушительная мощь сопровождается великой ненавистью к человеку. Никто не ненавидит нас столь яростно, как диавол. Он ходит среди нас, «как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5: 8).

Тем не менее этому свирепому, могучему хищнику, ходящему среди нас, поглотить человека так и не удается.

Почему это происходит?

Может быть, это мы его победили? Нет, просто нас хранит Бог. «Господи, Господи, избавляющий нас от всякой стрелы лукавого, летящей во дни» (Последование малого повечерия, молитва святителя Василия Великого), не остави нас Своим могущественным Промыслом![3]

Разрешение от Бога

При всем своем чудовищном могуществе диавол по своей воле не может уничтожить даже одного волоса на нашей голове. Для того чтобы причинить нам вред, ему нужно получить разрешение.

Так, например, он просил позволения у Бога просеивать апостолов как пшеницу (см.: Лк. 22: 31), но Господь не позволил ему этого. Приступая к искушению Иова, он также просил разрешения у Творца. «Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги», — ответил ему Господь [Иов. 2: 6]. Диавол так и поступил: мучил Иова до смерти, но не убил его, потому что не имел на то позволения от Бога. И, прежде чем войти в стадо свиней, он опять просит у Него разрешения (см.: Лк. 8: 31—32). Он бросал свои жертвы в огонь, чтобы сжечь их, но так и не сжигал, бросал в море, чтобы утопить, но не мог погубить их, потому что Бог не позволял ему сделать этого.

Если бы Господь предоставил диаволу возможность проявить свою злобную силу, причем даже не на день или час, а хотя бы на несколько секунд, мы наверняка погибли бы. Враг рода человеческого воспользуется любой возможностью и сделает все, что успеет. Он будет или наносить нам телесные раны, как преподобному Антонию Великому, или бросит в огонь (см.: Мк. 9: 22), или заставит кинуться в пропасть или в море и погибнуть, подобно стаду свиней (см.: Лк. 8: 33)[4]. Он страстно желает сотворить нечто страшное и ярится оттого, что благой Промысел Божий не позволяет осуществиться его замыслам.

Кто знает, как часто налагал Господь Свою невидимую руку и защищал нас от ярости и бешенства диавола! Кто знает, сколько раз Он спасал нас от верной смерти, когда диавол стремился воспользоваться случаем и стереть нас с лица земли! «Господь сохранил…» — говорят в таких случаях.

Таким образом, уже одно то, что мы все еще живы, —  дар Божьего Промысла. Мы живем исключительно силой Божественного Промышления!

Праведники и Божественное Промышление

Отец любит всех своих детей. Однако, если один из них особенно послушен и почтителен, ему оказывается особое расположение, тогда как строптивому, самовольному ребенку порой достаются подзатыльники.

Подобным образом ведет Себя и наш Небесный Отец: праведному человеку, то есть тому, кто старается соблюдать Его заповеди, Он особенно благоволит, а непослушного иногда вразумляет. Он внимателен к тем, кто внимателен к Нему. «Очи Господни [обращены] на праведных» [Пс. 33: 16][5].

Напротив, диавол воюет еще яростнее с соблюдающим заповеди Христа человеком. И Бог, чтобы защитить праведника от свирепых нападений врага рода человеческого, воздвигает вокруг него некую невидимую ограду. Диавол столкнулся с ней, когда пытался искусить богобоязненного Иова. Эту ограду он не смог ни преодолеть, ни сокрушить, настолько она была высокой и прочной. Тогда он сказал Богу: «Не Ты ли со вне оградил его и внутренность дома его, и со всех сторон все имущество его?.. Но простри руку Твою и коснись всего, что он имеет, и тогда увидишь…» [Иов. 1: 10—11].

Эта Божественная ограда защищала не только Иова, но и все, что находилось вокруг, — детей, работников, скот.[6]

Ради Ноя Бог спас и его жену, и его детей, и жен его детей (см.: Быт. 6: 18). Ради Лота Он сохранил его детей, родственников и всех близких (см.: Быт. 19: 12).

Преподобный Иоанн Лествичник:

«Иное есть промысел Божий; иное — Божия помощь; иное — хранение; иное — милость Божия; и иное — утешение. Промысел Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения — любящие Его» (Слово 26: 24)


[1]«Так все устроила природа», — говорят некоторые и на этом успокаиваются. Но если «природа» создала все это величие и великолепие, которое называется творением, тогда эта «природа» обладает такой мудростью и творческой силой, какой не наделен ни один человек. Так что же это за таинственная «природа»? Почему атеисты не пытаются разгадать ее сущность? Не дерзают, потому что это с неизбежностью приведет их к Богу          Творцу, Которого они отрицают.

[2] Ср.: Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. 1. «Беседы о диаволе», 1. «Против тех, которые говорят, что демоны управляют человеческими делами», 8.

[3] Это, впрочем, отнюдь не означает того, что человеконенавистник диавол оставил нас в покое. Он не в силах вредить нам телесно и материально, но искушает и сражается с нами на духовном уровне. Коварно борется с нами, внушая якобы добрые мысли, чтобы в конце концов обмануть нас и заполучить наши души. Избежать сетей, которые расставляет лукавый, мы сможем лишь в том случае, если будем действовать не «своим умом», какими бы безукоризненно верными ни казались нам наши раз мышления, а советоваться с духовно опытными людьми.

[4] То же самое диавол сделал бы и с бессловесной природой — с животными и растениями. Он умертвил бы их, осушив источники и уничтожив кислород. «Скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются» (Пс. 103: 29).

[5] В патерике мы читаем: «Один старец пришел в келью аввы Иоанна            и застал его спящим, а ангел стоял около него и веял над ним» («Достопамятные сказания», «Об авве Иоанне Колове», 31). Бог послал Своего ангела, чтобы тот освежал человека праведного, преподобного (его память совершается 9 (22) ноября).

[6] Когда же Господь снял на время эту духовную ограду, диавол «просеял» Иова. Он умертвил весь его скот, общим счетом 10 500 голов, а с ним и пастухов. Он убил всех его детей и работников. Наконец, он поразил самого Иова проказой, так что все его тело превратилось в сплошную язву! Это свидетельствует о том, что Бог, когда считает нужным, даже праведнику попускает страдания для его дальнейшего преуспевания.


Источник: Православие и мир