Минимум определения православности. Протоиерей Павел Великанов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Протоиерей Павел Великанов

Ходить неведомыми путями – и интересно, и опасно одновременно. Найти давно позабытую, но всё же некогда известную тропу куда более благодарное занятие, нежели пробираться сквозь дремучую безвестность. По следам недавних дискуссий и кампаний вдруг пришла мысль попытаться понять, что же прежде всего в настоящее время характеризует человека как православного? И тут вспомнился почти уже позабытый Эдвард Тайлор с его идеей определения «минимума религии»: а что если попробовать вычислить тот самый актуальный сегодня «минимум православности», который оказывается столь трудно уловимым в любых попытках провести статистический анализ религиозной ситуации в нашем обществе?

Ни для кого не секрет, что людей, называющих себя «православными» – точно так же, как и именуемых «мусульманами», «буддистами», «язычниками», – гораздо больше, чем признаваемых самой конфессией действительных последователей учения, а не воображающих себя таковыми. Оставив в стороне вопрос, каким образом иные веры решают для себя эту проблему, посмотрим, что ожидает нас в церковной ограде.

Итак, если основным «минимумом определения» православности установить факт совершённого Таинства вхождения в Церковь – Крещения – мы только усложним проблему. Дело даже не в том, что традиция крещения в младенчестве вкупе с почти поголовной профанацией «духовного родительства» со стороны восприемников никак не гарантирует принятия христианского учения в сознательном возрасте. И ещё менее шансов остаётся на то, что, даже приняв христианство как идею, этот человек захочет сделать исполнение воли Божией содержанием всей своей жизни. Благодать таинства не является «вяжущей необходимостью»: Бог не предопределяет духовную судьбу человека самим фактом наличия или же отсутствия крещения. Мало ли было крещёных среди тех, кто расстреливал новомучеников Российских? Много ли было крещёных среди первомучеников христианских? Ответы очевидны. И категоричные слова апостола Павла о том, что не на пользу будет Крещение – если за ним не последует начало новой жизни по заповедям – актуальны и по сей день.

Если взять за основу искомого «минимума» регулярность участия в богослужениях и Таинствах – мы увидим весьма пёструю картину. Достаточно посетить пару-тройку государств, где православие по сей день является доминирующей религией – например, Грецию, Сербию, Румынию – как нерушимое представление о тождественности православности и еженедельного посещения богослужения оказывается не таким уж и абсолютным. Ещё большая вариативность будет нас ожидать в вопросе частоты причащения – от нескольких раз в неделю до одного-двух раз в год, а то и реже.

Попытка увязать православность с пониманием вероучения изначально обречена на провал. Даже если просто поинтересоваться, как понимают регулярные прихожане единосущие Лиц Пресвятой Троицы или отличие поклонения Богу от почитания святых икон, мы соберём замечательный материал для дальнейшего изучения ещё не созданной комиссией по лжеучениям и заблуждениям.

Что же остаётся? Маргинальность?

Да, этот термин в современном обиходе имеет негативный оттенок. Но нас он не должен пугать. Разве не нам сказано: вы – не от мира сего, потому и ненавидит вас мир? Маргинал для мира – любой, кто не хочет жить по его законам. Кто не хочет одеваться так, как принято в обществе. Кто не хочет слышать, видеть и понимать того, что происходит в мире сегодня. Кто отказывается поклоняться тем смыслам и ценностям, которые навязываются нецерковным государством и богомерзкой культурой.  Кто умеет быстро и безошибочно расклеить чёрные и белые лейблы на любые события и процессы – потому что приобрёл навык думать по благословению. И самое главное: кто не забывает ежедневно читать: «Верую во едину святую старческую Церковь!» и твёрдо помнит о царящей повсюду в церковной ограде а-по-ста-сии...

Конечно, иногда в Церкви встречаются носители и несколько иных взглядов, но быть маргиналом в Церкви – почётно, потому что отважно и высокодуховно, ну и в целом не особо-то обременительно. Надо только подобрать униформу с соответствующей длиной подола или же рукавов, одеть платок типа хиджаб по-православному и твёрдо заучить, что за доброе дело надо говорить не «благодарю» или «спасибо», а только «спаси Господи!», а в ответ – не «пожалуйста» или «всегда рад!», а исключительно «во славу Божию!».  Ещё несколько штрихов – и вот уже проложена чёткая демаркационная линия между «людьми, взятыми в удел», и «чадами гнева Божия». Где бы такой человек ни оказался – он всем видом и поведением свидетельствует: несмь, якоже прочии человецы – безбожники, блудники, воры и сквернословы. 

...И всё-таки, как приятно ощущать себя солью, когда вокруг всё гниёт и разлагается. Ведь мечта маргинала – быть во всём вне этого мира. Это же не простая соль, которой чего только ни солят, а особая, не для мира сего предназначенная, у неё свой, особый удел, особое назначение. Кстати, про это что-то там в Евангелии где-то говорилось – пойти почитать что ли?...


Источник: Портал Богослов. Ru